Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова («Я не унижусь пред тобой…», «Но я вас помню — да и точно…», «Оставь напрасные заботы…», «Прости! — мы не встретимся боле…» и т. д.).
Возьмем, к примеру, стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…» и «Нет, не тебя так пылко я люблю…». В первом стихотворении мы обнаруживаем некое противоречие, выраженное в употреблении в одном и том же предложении глаголов настоящего и прошедшего времени: расстались мы, но храню. Портрет возлюбленной сравнивается с бледным призраком, который радует душу. Но в этом заключается психологизм любовной лирики Лермонтова — прошлое осмысливается через настоящее («Я разлюбить его не мог…»). Поэт не только передает былые чувства, но и благоговеет перед вечными ценностями любви, красоты, высшей духовности; даже если эти ценности кажутся ему призрачными, они все же остаются ценностями («…храм оставленный — все храм, Кумир поверженный — все бог!»).
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила ему внешне Варвару Александровну Лопухину, с которой через обращение к Быховец (образ-заместитель, по словам Ю. М. Лотмана) поэт и вел разговор («Таинственным я занят разговором»). Огонь очей, о котором говорится в последней строке, угас от горя, от разлуки, ибо Варенька состояла в браке с нелюбимым человеком. В стихотворении используются приемы сопоставления и противопоставления. Внешне собеседница, как уже было сказано, напоминает «подругу юных дней», но таинственный разговор ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же он вспоминает лишь «прошлое страданье», погибшую молодость, видит в воображении «уста немые», «огонь угаснувших очей». И все это впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.
Что объединяет и различает их в передаче любовного чувства, образов любящего и любимого?
Эти стихотворения объединяют такие главные особенности любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание в любви, которая осталась в прошлом. Об этих особенностях передачи любовного чувства поэтом справедливо писал известный русский философ В. С. Соловьев: «Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему Я, — во всех его любовных произведениях остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма». В любовных стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, «и мы видим только чарующую игру воспоминания и воображения».
Различия между этими стихотворениями достаточно показаны в ответе на предыдущий вопрос.