Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста.
Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы (прием антитезы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», которые стали основными в его жизни. Понятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах каменный панцирь, каменный шлем. Такого обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоциировать со стенами тюрьмы (в этом отношении метафора развертывается), с другой — воспринимать как отражение духовного плена.
Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно? Испытывает ли герой чувство вины?
Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душно под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: стены темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добиваться свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духовной. Стыдно за свое бессилие. Литературовед Ю. М. Лотман видит в монологе лирического героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть…».
В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нем заложено определенное противоречие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
С мнением Ю. М. Лотмана следует согласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможностями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсолютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему узничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном рыцаре» свободы достичь поможет только смерть.
Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?
Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с де Барантом.
Время реакции после декабристского восстания, ограничение свободы в обществе — это реалии действительности, которые могли отразиться в стихотворении. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездействия молодого поколения в этих условиях нашли отражение в таких стихотворениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».
Во многих стихотворениях Пушкина и Лермонтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4).
Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопоставлены друг другу. Рыцарю всегда полагалось иметь даму сердца и посвящать ей серенады. Однако плен заслоняет эту сторону жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение заставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жизни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода оказываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что остается пленному рыцарю.
Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
Смысл метафоры в том, что детали темницы, изображенной Лермонтовым, превращаются в части рыцарского вооружения. Метафора эта помогает воспринять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Противопоставление тюрьмы и боя — антитеза камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.