Анализ произведения
В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: «Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его свежи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в большинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении».
Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» — это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преданиям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.
Сказовая форма у Лескова — это сочетание истинно народных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыслями автора о сущности русского национального характера. Такая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ прикреплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на литературную реальность.
<…>В данном произведении Лескову необходимо было сделать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений. Можно легко заметить, что сам рассказчик — это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характеристики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В. Нессельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.
Языковыми характеристиками обладают все герои «Левши». Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики является главным организующим моментом. Здесь царит «речь народная» во всем своем многообразии. В результате перед нами возникает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощренность синтаксиса.
Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающего, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истинно народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя человеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чувства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабриках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нечего напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.
Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завистью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Левша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько становится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снимали, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скрывается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстрационно.
Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер — это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учился Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», поразившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий механизм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа — вот истинные причины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее насмотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.
Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произведениях писателя.
В последней главе ясно звучит голое самого автора, а не рассказчика, и мы переносимся в современное ему время. Он говорит о том, что история с Левшой — «дела давно минувших дней». Однако не стоит забывать о преданиях старины. Нынешний прогресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей проявить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробудить народную фантазию. Потому так грустен взор автора на нынешнее время, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Автор с тоскою глядит в будущее. Кажется, будто он задает вопрос: «А что нас ждет дальше?» Трудно ответить на этот вопрос. Пожалуй, каждый из нас отвечает на него перед своей совестью. А главное — остаться человеком.
План
1. Император Александр Павлович смотрит изобретения английские. Покупает стальную блоху.
2. Смерть императора. О блохе вспоминает Николай Павлович. Путешествие Платова к тульским мастерам.
3. Мастера работают в большой тайне, чтобы перещеголять в мастерстве англичан.
4. Платов привозит блоху царю. Награждение Левши.
5. Левша отправляется в Англию по поручению царя.
6. Левша дивится аккуратности англичан, их науке, условиям труда.
7. Возвращение Левши и его смерть.