Сценка включает строки из комедии Гоголя «Ревизор», которую ставит на сцене
клуба самодеятельный коллектив. Поскольку в это время приходится удалять из зала одного из зрителей, то автор и назвал сценку «Ревизор с вышибанием».
Какую часть первого явления комедии «Ревизор» Гоголя удалось исполнить неудачливым участникам самодеятельности?
Самодеятельным актерам удалось исполнить лишь первые реплики комедии Гоголя. Настойчивый член клуба, которого не пускали в зал, сорвал представление в самом его начале.
Почему только четыре чиновника из пьесы Гоголя участвуют в этой сцене?
В сцене, которую удалось исполнить, принимают участие не все участники пьесы, поскольку действие пьесы только началось в тот момент, когда представление было прервано.
Можно ли в этой крохотной сценке обнаружить завязку, кульминацию и развязку? Где они? Назовите и подтвердите свою правоту.
В «Ревизоре с вышибанием» завязка отчасти совпадает с завязкой «Ревизора» Гоголя. Это известие о том, что едет ревизор. И сразу же вслед за фразой городничего раздается страшный грохот. И этот грохот — завязка «Ревизора с вы-
шибанием». Кульминация наступает в тот момент, когда в события включаются все зрители. Развязка — падение члена клуба в оркестр.
Какую роль играет публика?
В сценке «Ревизор с вышибанием» публика играет роль еще одного действующего лица, которое то выступает «единолично», то параллельно с отдельными голосами героев из толпы. Эти реплики принадлежат то члену клуба, то члену правления, то голосу из толпы, то просто публике. Во всех случаях это — голос из толпы и одновременно активный участник событий. Именно поэтому в списке действующих лиц числятся «Голоса».
Зачем в пьесе появился суфлер?
Суфлер является одним из главных действующих лиц в этой сценке. Он несколько раз включается в общий диалог и играет активную роль в создании той неразберихи, которая возникает на сцене. Без него было бы трудно показать, насколько плохо исполнители освоили свои роли.
Какие приемы, использованные писателем, дают нам право считать произведение сатирическим?
Сценка, которую создал Булгаков на основе письма рабкора с одной из станций Донецкой дороги, имеет много примет сатирического произведения. В ней вполне сатирический сюжет, подсказанный письмом рабкора. В ней забавен список действующих лиц, объединивший и героев комедии Гоголя, и толпу жителей полустанка. В ней забавны все активные участники событий. И в ней использован набор художественных средств, привычных в сатирических произведениях. Эти приемы охватывают реплики героев и даже ремарки.
Обратим внимание на сочетание реплик с ремарками:
«Публика. Время. Времечко!
Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. На освещенной сцене комната в доме городничего».
Публика не только кричит, но и «топает ногами». Она одновременно и действующее лицо, и множество действующих лиц.
Наконец, можно вернуться к эпиграфу. Это письмо рабкора, которое и было причиной событий и своеобразной завязкой при создании этой сценки.
Что высмеивает автор вслед за рабкором?
Автор вслед за рабкором высмеивает конкретный эпизод, о котором написал рабкор из глубинки. Но автор видит этот забавный эпизод на широком бытовом фоне. Он для него — один из эпизодов, рисующих и невежество, и скудость жизни далекого полустанка, и стремление преодолеть сложности нищенского быта.
Какую роль играет эпиграф в этой пьеске?
Роль эпиграфа в этой пьеске необычна. Эпиграф, включающий письмо рабкора, — это первопричина создания произведения, и в то же время он дает возможность подчеркнуть сатирический характер изображения событий.