Заботы Суворова об очередной награде подчеркиваются автором во многих главах. Фельдмаршал использует даже свою репутацию человека с чудачествами, чтобы намекнуть на очередную возможную награду: он поддергивает свои чулки, чтобы «подсказать» возможность вручения ему ордена подвязки. Едва ли это желание получать всевозможные награды было лишь причудой человека. Больше оснований думать, что наличие награды давало возможность более активно включаться в решение важных вопросов и государственных дел и было практически деловой необходимостью. Очевидно, именно поэтому неуклюжие попытки полководца обратить на себя внимание, чтобы увеличить число наград, вызывают не раздражение и насмешку, а грустное и даже щемящее чувство жалости и сочувствия у читателя.
Попробуйте охарактеризовать особенности характера Суворова.
В повести Алданова характер Суворова, человека и полководца, обрисован достаточно полно. Перед нами талантливый военачальник и проницательный человек, который не только умеет быть и стратегом и тактиком, решая военные проблемы, но и с блеском преодолевает трудности, которые перед ним ставит жизнь. В повести можно проследить за тем, как он активно использует свои недостатки и легенды о своем поведении для достижения военных и даже стратегических целей. Мы наблюдаем за тем, как он заботливо лелеет легенду о том, что ему не страшна пуля, выходя далеко вперед за позиции своих войск. Очевидно, что он умел включить в реестр своих находок и использовать для тактических или стратегических решений любой пустяк, любой случайно возникший эпизод.
Так, не говоря о личной храбрости, даже бесстрашии этого старого человека, мы видим их в практическом проявлении. Не называем же их как важнейшие качества потому, что они — не главное в характере Суворова. Талант полководца предполагает личное мужество и отвагу как одно из необходимых условий. А его достоинство — умение видеть целое, управлять движением войск и событий, эти события предвидеть и соизмерять, оценивать их действия и последствия.
Но мы не забудем и его своеобразное чувство юмора, и демократизм, и живой интерес к людям, и желание преодолевать собственные слабости.
В главе IV (часть четвертая) описываются события после победы русской армии под Нови. Как оценивается эта победа и ее реальные результаты?
Победа русской армии под Нови принесла освобождение Италии от французов и вознесла славу Суворова до чрезвычайных высот. Но реальные результаты победы во многом зависели от политиков и властителей, которые так и не сумели воспользоваться достигнутой победой.
В романе повествователь — вымышленное лицо Юлий Штааль. Как вы представляете его роль в повествовании?
Повествователь Юлий Штааль — лицо вымышленное и в то же время очень важное в повести. Именно от его имени ведется повествование. Одновременно он и достаточно активный участник событий и при этом детально изображенный характер. Таким образом, рассказ ведется от лица рядового участника событий, довольно умного человека, характер и амбиции которого также последовательно прослеживаются в произведении. Это помогает и нам, читателям, видеть события на достаточно близком расстоянии, понимать их, почти соучаствовать в их свершении.
Опишите сменяющие друг друга сцены самого ответственного момента в победе на Чертовом мосту:
а) Суворов на пути к Чертовому мосту;
б) описание событий сражения глазами Штааля;
в) краткий финал.
При ответе используем текст:
а) «Суворов всю дорогу ехал верхом впереди, в старом плаще, который в армии называли родительским. В самых ужасных местах фельдмаршал проезжал над пропастями так же хладнокровно, как проходили над ними тавернские мулы»;
б) «Покатые зеленые горы… сменились страшной цепью голых отвесных непроходимых скал… Внизу стены, в том самом месте, где в нее упиралась дорога, чернело отверстие. «Дыра смерти!» — бледнея, сказал офицер рядом со Штаалем. Впереди ревел водопад… В эту минуту по лугу сзади, недалеко от того места, где находился Штааль, медленно выехал мелкой рысью казачий отряд…
— Да ведь это безумие! Нельзя туда ворваться верхом, они головы разобьют о скалы! — сказал он…
Рысь все ускорялась и перешла в галоп… Средневековые люди, стоя в стременах, согнувшись, слились с конями. Вдруг у первых трех казаков пики точно сами вырвались из бушметов, за ними шашки сверкнули в воздухе, галоп перешел в дикий карьер, и в ту же секунду раздался ужасный нечеловеческий визг… Центавры с воем неслись к Урнскому подземелью… И тотчас, покрывая рев водопада, вой казаков, несшееся сзади «ура!», что-то со страшным треском прокатилось по ущелью. Эхо подхватило и понесло между гор звук картечи и быструю стрекотню ружейной пальбы.
Штааль позже с трудом мог связать и объяснить свои воспоминания»;
в) «Страшное ущелье вдруг осветилось. Отвесные скалы вспыхнули золотом… Суворов вдруг остановился и вскрикнул: — Где проходит олень, там пройдем и мы!..
Ледяной ветер выл в Чертовой долине».
Какими средствами достигает автор яркости и драматизма описания решающего сражения — кульминации романа?
События описывает рядовой их участник — Штааль. Конечно, это не только описание событий, но и описание тех чувств, которые волновали этого свидетеля и одновременно участника. Таким образом, автор помогает нам, читателям, приблизиться к их восприятию, делает и нас почти их соучастниками.