Сначала у поэмы был иной эпиграф: «У каждого есть одно отечество», потом Лермонтов заменил его на тот, который вы видите во всех изданиях: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?
Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…» Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к «вольности святой», прославляющими радость борьбы и слияния с миром.
Определите в поэме место исповеди Мцыри.
Исповедь Мцыри занимает центральное место в поэме — строфы с 3 по 26. Собственно исповедь — с 3 по 8 строфы. Строфы с 9 по 26 — вдохновенный рассказ Мцыри о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Исповедь — это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить. Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».
Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом произведении?
Две первые строфы поэмы представляют собой введение, предшествующее монологу-исповеди Мцыри и содержащее ряд фактов — о месте, где находился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ребенка, в котором «могучий дух отцов» заставил его «тихо, гордо» умирать и отвергать предложенную пищу. Затем рассказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи «и вновь в обитель принесли». «Собрав остаток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрьмой, и о трех днях пребывания на воле.
Последние строфы — это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей мечтой увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины. Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик монах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.
Монолог Мцыри состоит из двух частей: в главах (строфах) 3-8 перед нами собственно исповедь, а в главах 9-26 — рассказ о днях, проведенных на воле. Что отличает эти части друг от друга?
В собственно исповеди Мцыри раскрывает свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожиданный для всех. Он убегает в то время, когда, казалось, готов был «изречь монашеский обет». Никто не знал, что внешне покорный, «душой дитя, судьбой монах», Мцыри мечтал о свободе и знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» — во что бы то ни стало попасть на родину. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» — жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
Мцыри осмысливает увиденное за три «блаженных» (в высшей степени счастливых) дня на воле.
Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмотря на все опасности и страдания, испытанные им по пути на родину. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» — обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: «Жил». Какой смысл вкладывает герой в это слово? Что значит жить для него? В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя счастливым, ощущать полноту жизни.
Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об отчаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три «блаженных» дня. События излагаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов. Так, бой с барсом дает возможность утверждать, что он «мог быть в краю отцов не из последних удальцов», звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему «на родину следа не проложить уж никогда».