В поэме «Мцыри» — романтический сюжет, романтический герой и романтический пейзаж. Подтвердите это.
В романтических произведениях всегда ощущается прямая оценка автором его героев и их поступков, изображенных событий. Лермонтов открыто прославляет свободолюбие Мцыри, его мужество, жажду жизни, полной «тревог и битв», о которой мечтает юноша. События, изображенные в романтических произведениях, всегда яркие, исключительные, в них с необычайной силой раскрывается характер героя (побег Мцыри из монастыря в грозу, встреча с молодой грузинкой, блуждания в мрачном лесу в поисках потерянной дороги на родину, бой с барсом и победа Мцыри).
Автора интересуют не столько сами события, сколько внутренний мир героя, отсюда использование Лермонтовым монолога-исповеди Мцыри, помогающего «рассказать его душу», познакомить читателя с его мыслями, чувствами, переживаниями.
В центре романтических произведений всегда личность яркая, мятежная, героическая — таков и Мцыри. Герою Лермонтова присущи не только мужество, сила воли, презрение к смерти, но и способность жить одним всепоглощающим чувством, одной страстью:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Это высказывание Мцыри и все его дальнейшие поступки подчеркивают его свободолюбие, стремление познать «блаженство вольности» и исключительную целеустремленность. Атмосфера смирения и покорности чужда пламенной, мятежной натуре юноши. Умирающий Мцыри в последний момент прощания с жизнью думает о «родине святой», до которой ему не удалось дойти.
Дуя романтических произведений характерна яркая контрастность героев (Мцыри — монахи). Хотя в поэме Лермонтова дан монолог Мцыри, но внимательный читатель ощущает, что герой поэмы все время противопоставляет свое представление о жизни убеждениям монахов, словно вступая с ними в спор. Для монахов главное в жизни — смирение, жизнь без потрясений и бурь, отказ от радостей земных во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Для Мцыри главное — свобода, вольность, жизнь, полная радостей, волнений, тревог, борьбы, жизнь активная с ее напряжением, бурями, опасностями, готовность героя поменять «рай и вечность» за несколько минут пребывания на родине. Таковы два контрастных представления о жизни и их несовместимость, отсюда и резкое противопоставление Мцыри себя — монахам:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…
Пейзаж в романтических произведениях, как правило, экзотический (крутые скалы, горы, поросшие дремучим лесом, бурные потоки), является важнейшим средством раскрытия характера героя. «Седой, незыблемый Кавказ», вся окружающая природа близка мятежной натуре Мцыри. Не случайно он постоянно слышал зов могучей природы, находясь в монастыре, и чувствовал, что понимает ее язык. Обратите внимание на метафоры и сравнения, которые использованы в речи Мцыри при описании горных хребтов, скал (строфа 6). Пейзаж помогает почувствовать психологическое состояние героя (его душе близка гроза, он тонко чувствует красоту окружающего мира, в его словах ощущаются радость, удивление). Природа в поэме — не фон, а активная сила: она вызывает и радость, и отчаяние героя, в тот момент, когда ощущает в ней враждебную силу (наступление ночи в конце второго дня скитаний).
Последнее желание Мцыри — быть похороненным вне стен монастыря, чтобы ощутить еще раз, как прекрасен мир, который ему приходится покидать так рано, почувствовать прощальный привет родного Кавказа.
Какую роль играет звук монастырского колокола в поэме?
Далекий звон монастырского колокола является для Мцыри свидетельством постигшей его катастрофы: неожиданным для него самого является возвращение на то место, с которого он отправился в путь: «Вернулся я к тюрьме своей». Это был конец мечты вырваться на свободу, найти дорогу на родину. Звон церковный сравнивается с ударами железа, бьющего в грудь и лишающего последней надежды Мцыри:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.
Попробуйте доказать точность утверждения В. Г Белинского, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта».
Справка. Идеал — это совершенное воплощение в данном случае в художественном образе черт, которые особенно высоко ценит в человеке автор произведения.
В Мцыри, любимом образе Лермонтова, поэт воплотил черты, близкие ему самому: свободолюбие, жажду активной жизни, полной бурь и тревог, мятежность, нежелание покоряться судьбе, бесстрашие, мужество, исключительную целеустремленность (в одном из ранних стихотворений у поэта есть такие строки: «Мне нужно действовать»). Так ярко, проникновенно, образно передать чувства своего героя мог только человек, близко воспринимающий состояние Мцыри. Читатель это ощущает постоянно и вместе с непокоренным Мцыри переживает его трагедию.
Один из современных исследователей поэзии Лермонтова Д. Е. Максимов писал, «что смысл поэмы «Мцыри» заключается в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели».