М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова.

Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.

В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер­монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи­талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст­вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа­лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

Подготовьте чтение наизусть одного из важ­нейших эпизодов поэмы.

Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз­говор Калашникова с Иваном Грозным.

Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ­но передал атмосферу поэмы?

Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро­вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают­ся выразительностью характеристик пер­сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху­дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю­страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре­пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на­чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били­бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов­ке образов произведения Лермонтова.

На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру­бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?

Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов­ливают такой выбор.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.