«Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О. Э. Мандельштам)
Владимир Владимирович Маяковский… Красивый, сильный, гордый, независимый и очень незащищенный, уязвимый. И его всегда узнаваемые строки, чеканные, необыкновенно ритмичные, строгие и нежные… Они обладают большой убеждающей силой, страстно завораживают.
У меня по необъяснимым причинам существует неодолимая тяга к людям, говорящим всё от сердца, вкладывающим в свои слова всю душу.
Именно таков Маяковский — «небывалое чудо двадцатого века», масштабность образов которого поистине космическая. И пусть я не всегда согласна с мнениями и убеждениями поэта, я вновь и вновь восхищаюсь силой его искреннего, обжигающего слова: «Выреву голос огромный», «…я знаю слов набат».
Маяковскому веришь. Прочитав только несколько слов поэта, можешь прочувствовать его мысли, переживания:
Это я
сердце флагом поднял…
И чувствую —
«Я»
для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
… Это было
с бойцами, или страной, или
в сердце было в моем.
События, интересы, человеческие страдания, людская скорбь — всё через собственное сердце пропущено:
Вот — я, весь
боль и ушиб.
Я — где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте.
Как Ф. М. Достоевский и его герои, только средствами поэзии, Маяковский пытался преобразить мир, сделать его добрым, гармоничным, идеальным. И это мне очень дорого и понятно. С удовольствием, интересом, желанием понять читаю всё то многожанровое, сложное, порой противоречивое, что написано Маяковским. Среди этого есть особенно любимое.
Вот, к примеру, «Хорошее отношение к лошадям». Это мягкая подсказка, осуждение бездушия. Несколько добрых, теплых слов, моральная поддержка:
Подошел и вижу
глаза лошадиные…
Подошел и вижу — за каплищей каплища по морде катится…
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Луначарский сказал о Маяковском, что «это была жизнь в одном из ее предельных проявлений». И это, по-моему, очень точно. С особой же силой «жизнь в предельном проявлении» проступает в произведениях Маяковского о любви. Это и поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Про это», «Люблю», и стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и многие-многие другие.
По Маяковскому, «любовь — это жизнь, это главное… Любовь — это сердце всего». Маяковский — максималист во всем, максималист он и в любви. Его любовь — невиданная, немыслимая любовь, любовь на пределе человеческих сил, как и вся жизнь. В этом — своеобразие любовной лирики Маяковского.
Любить —
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Ивановны,
считая
своим
соперником.
Любовь — и источник вдохновения: «Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза». Спокойной нежностью наполнены эти строки. Любовь — это и могучее чувство: «Я ж навек любовью ранен, еле-еле волочусь». Оно и горькое, безнадежное: «Кроме любви твоей, мне нету моря», «Кроме любви твоей, мне нету солнца», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Это три строки из стихотворения «Лиличка!» Я прочитала его совсем недавно. Признаться, я никогда не могла бы предположить, что Маяковский может быть так пронзительно лиричен. Неприкрытые чувства, взрыв эмоций, боль. Это для меня неожиданность. Любовь у Маяковского навсегда, на все времена:
Мы любовь на дни не делим.
Не меняем любимых имен.
Его любовь бескорыстна и благородна. Глубоко прочувствованные строки из «Неоконченного»:
…молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить…
С тобой мы в расчете,
И не к чему перечень Взаимных болей, бед и обид —
невольно напоминают пушкинское «Я вас любил…»
Меня не устает удивлять непредсказуемость Маяковского. Какой неожиданной и привлекательной стороной открылся мне поэт в стихотворении «Послушайте!»:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?
По воспоминаниям С. С. Шамардиной, поэт сказал о для него самого неожиданно сложившихся стихах: «…не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально?» Может быть, это и сентиментально, и очень сентиментально, но так глубоко, так сокровенно, так по-человечески, потому что всем нам «необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда! …чтоб обязательно была звезда!»
Может быть, такой звездой стали для миллионов людей бесценные сокровища подлинно человечной поэзии моего Маяковского, обращенные к каждому из нас, обращенные в грядущее: «Я к вам приду…»
Я радуюсь тому, что Маяковский, которым «разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О. Э. Мандельштам), одухотворяет мою жизнь своим истово-неистовым, неповторимым словом.
Рецензия
Выбор темы сочинения свидетельствует о тонком художественном вкусе автора сочинения и о высоком уровне литературного образования. Вдумчивость, самостоятельность и целенаправленность в отборе и анализе произведений поэта свидетельствуют о глубоком интересе к личности Маяковского, знании его творчества, желании понять его.
Внимание автора сочинения сосредоточено на произведениях поэта, выявляющих его высочайшую человеческую нравственность. Со страниц сочинения предстает Маяковский — поэт самобытный, запоминающийся, близкий, поистине разрешивший «элементарную и великую проблему поэзии для всех, а не для избранных» (О. Э. Мандельштам). Сочинение очень личностное, взволнованное, искреннее, содержательное. Привлекательна позиция автора сочинения с его открытостью, предельной исповедальностью, с которыми говорится об отношении к Маяковскому.
Размышления, суждения и выводы интересны. Доказательности суждений способствуют цитаты, которые удачно вводятся различными способами. Рассуждение строится логично. Работа отличается композиционной завершенностью, свободным владением литературным языком, точностью и образностью словоупотребления. Данное сочинении можно считать эталоном речевой и языковой грамотности.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи с элементами эссеистики.