Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Создайте портрет «владельца роскошных па­лат».

Создайте портрет «владельца роскошных па­лат».

Возможный вариант портрета.

«В моем представлении это весьма солидной внешности пожилой мужчина крупного телосложения с недобрым и рав­нодушным выражением лица. Оно может расплываться в довольной улыбке на ба­лах, в общении с красивыми дамами, в безмятежной Сицилии. Там он наслажда­ется красотами природы. Гурман на уров­не обжорства. Физиономия его принимает презрительное выражение, когда он кра­ем уха слышит рассуждения о народном благе. «Забавы щелкоперов», — резюми­рует он».

Подготовьте рассказ о ходоках, «деревенских русских людях».

Возможный вариант рассказа.

«На собранные земляками деньги эти выборные крестьяне-ходоки пришли изда­лека в Петербург, надеясь на встречу с важным правительственным чиновни­ком, которая поможет им как-то улуч­шить свое положение. Может, пришли они с жалобой на произвол собственного помещика или его управляющего, может, на несправедливости коснувшегося их се­мей рекрутского набора. Их страдания отражены в деталях внешнего облика: плохо одеты («армячишко худой на пле­чах»), истертые до крови ноги от длитель­ного хождения в самодельных лаптях, в лице — «выраженье надежды и муки». «Оборванная чернь» — так воспринимают «деревенских русских людей» приближен­ные важной особы. Ходоки по-православ­ному смиренны. Они носят на груди крест, осуждение вельможи выражено ими толь­ко в словах: «Суди его Бог!» Они покор­но удаляются с непокрытыми головами. Этим мужикам, как и всему народу рус­скому, присуще долготерпение, что печа­лит автора и вызывает его чувство протес­та, выраженное в ораторском обращении к народу в конце стихотворения».

Найдите слова, в которых вы видите отноше­ние автора к тому, о чем он говорит в этом стихотво­рении.

Отношение автора выразилось в таких словосочетаниях: одержимый холопским недугом, осаждают убогие лица, с вы­ражением надежды и муки, счастли­вые глухи к добру, неисходное горе в сердцах, втихомолку проклятый отчизной, сеятель твой и храни­тель, великою скорбью народной пере­полнилась наша земля… и др.

Какую роль в композиции стихотворения иг­рает антитеза?

Антитеза играет ведущую роль в постро­ении «Размышлений у парадного подъез­да». В начале стихотворения противопос­тавляются картины у подъезда «по торже­ственным дням» и «в обычные дни», благодаря этому создается контраст между Петербургом знатного сословия и убогой Россией, Россией крестьян, городских бед­няков, «искателей мест», людей неиму­щих. По принципу антитезы построены размышления поэта о судьбе русского на­рода и «блаженной» жизни «владельца роскошных палат». В антитетичной связи находятся и приемы сатиры, используе­мые для обличения счастливых, которые «глухи к добру», и народно-песенные прие­мы, к которым автор обращается для вы­ражения своего душевного страдания о на­родной доле.

Какие строки стихотворения звучат как ора­торская речь трибуна, защитника народного?

Риторическое обращение к вельможе:

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! В тебе их спасение!

Обращение к народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.