Речь московского боярина логически стройна. Он выдвигает основной тезис — самодержавный строй имеет несомненные преимущества перед республиканским правлением, и далее он доказывает этот тезис. Его выступление не лишено эмоций и риторических вопросов, лексически богато, исполнено патриотического пафоса.
Марфа умело использует различные приемы для привлечения внимания к своей личности, к предстоящей речи. Эти приемы призваны воздействовать на эмоции слушателей, пробуждение личностного отношения к судьбе города: «Она восходит на железные ступени тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граждан и безмолвствует… Важность и скорбь видны на бледном лице ее… Но скоро осененный горестию взор блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось румянцем, и Марфа вещала…» В речи Марфы присутствуют многие личностные мотивы, придающие особую эмоциональность и задушевность. Таково начало ее слова, объясняющее, почему именно она, женщина, «дерзает говорить на вече», почему имеет право «быть защитницею вольности». Это сразу привлекает симпатии людей к Борецкой. Марфа выдвигает антитезис, доказывая который она опровергает аргументы противника.
Речь Марфы как произведение ораторского искусства выстроена лучше выступления Холмского, она выше по силе убеждения и воздействия на слушателей.
Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоанну III? Как это характеризует личностные качества Марфы и ее политические взгляды?
Марфа, говоря об Иоанне III, отдает справедливое уважение «знаменитому витязю», несмотря на его желание владеть Новгородом. Она говорит о его заслугах, его величии: «Да славится князь московский истреблением врагов христианства, а не друзей и не братий земли Русской, которыми она еще славится в мире!»
С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Как они ее характеризуют?
Защитница Новгорода с горечью говорит о том, что с утратой вольности исчезнут и богатства новгородские, померкнет слава великого града, исчезнет его великолепие, опустеют улицы, все придет в запустение. И странник не найдет ничего среди печальных развалин и скажет только: «Здесь был Новгород!..» Эти слова свидетельствуют о ее боли за родной город, страстном желании уберечь его от падения.
Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести.
Речь, жесты, манера поведения Марфы во время вече помогают читателю ярче представить образ защитницы Новгорода. Автор наделяет ее эпитетами мудрая, великодушная, смелая.
Почему Карамзин, намеренно отступая от исторических фактов, приводит Марфу на эшафот? Для чего нужна в повести эта сцена?
Будучи убежденным сторонником монархической формы правления и единства централизованного государства, Карамзин как писатель был захвачен интересом к героическим напряженным ситуациям русской истории, необычным ярким образам, одержимым страстной идеей, в частности к личности женщины — политического деятеля, и поэтому героизировал Марфу, ее убежденность и бескомпромиссность. Драматический финал произведения соответствует логике характера героини, подчеркивает непокоренность ее натуры, готовность отдать жизнь за свои убеждения, героику и трагизм ее судьбы.
Как изображен в повести новгородский народ? Почему в итоге он принимает власть Иоанна? Как в этом сказалась позиция писателя?
Народ на площади своим криком заглушает колокол и требует открытия веча. Юные новгородцы в штыки воспринимают появление Холмского и призывают его смириться перед новгородской вольницей, остальные безмолвствуют. Безмолвие продолжается и после речи боярина: чиновники и граждане находятся в недоумении.
Появление Марфы предваряется восклицаниями толпы, она сразу вызывает к себе симпатию. Окончание ее речи сопровождается возгласами народа, готового умереть за отечество и не допустить Иоанна в Новгород. Но падение башни с вечевым колоколом приводит граждан в ужас, и, пораженные этим зрелищем, они застывают в безмолвии. Успокаивается народ только тогда, когда слышит звон колокола, повешенного на другой башне.
Казнь Марфы воспринимается людьми с ужасом и горестью, а явление московского князя и чтение Холмским хартии встречается молчанием. И только когда было поднято «белое знамя Иоанново», граждане воскликнули: «Слава государю российскому!», приняв его власть. Народ согласился с неизбежностью.
Защищая идею монархического правления, Карамзин, вероятно, считал такое завершение событий вполне закономерным.