Говоря о существе поэзии, Гумилев отмечал следующие ее «отделы»: фонетику («звуковую сторону стиха» — «ритм, рифму, сочетание гласных и согласных»), стилистику («сочетание слов»), композицию («интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение»). Можно ли сказать, что в стихотворении «Старина» названные особенности гармонически сочетаются?
Вновь и вновь перечитывая стихотворение «Старина», мы убеждаемся в том, что и фонетика, и стилистика, и композиция, как их понимал Гумилев, в нем сочетаются гармонично: они как бы подчеркивают особенности этого стихотворения, насыщенного образами, которые пришли из далекого прошлого, из воспоминаний, из старины.
Проследите за «звуковой стороной стиха». Какую роль в стихотворении играет чередование дактилических (рифмы с ударением на третьем от конца слоге) и мужских (с ударением на последнем слоге) рифм? Какие строки или строфы стихотворения показались вам наиболее благозвучными?
Чередование дактилических и мужских рифм придает стихотворной строфе упругость и четкость. Наибольшую звуковую завершенность можно отметить в завершающей стихотворение строфе.
Какие особенности стилистики стихотворения позволяют оттенить чувства, переживаемые лирическим героем? Что достигает поэт повтором слов «одну» — «одна», «гулкие» — «гулким»?
Автор передает атмосферу «незолотой старины» с ее гулкими залами, воспоминаниями о пасьянсах и контрдансе. «Старинный» и «некрашеный» дом навевает и воспоминания, и мечту об ином. Контраст «гулких залов» старинных домов и «гулкого грохота лавин» очевиден. Автору удается показать «камерный» масштаб старинного быта и мощной и всегда «необорной» природы.
Проследите за «сменой мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение». В какой мере они приближают читателя к постижению главной мысли стихотворения?
Последовательность образов былого очевидна: парк — старый дом — залы гулкие. Все это — «незолотая старина». И затем следует одна строфа о мечте, которую вызвало созерцание былого. Это сочетание подчеркивает «бездомность» сердца, которым владеет эта старина и неосуществимость его мечты об ином.
В первой публикации стихотворения между второй и третьей строфами была еще одна строфа:
Тревожный сон… Но сон о небе ли?
Нет! На высоком чердаке
Как ряд скелетов — груды мебели
В пыли почиют и в тоске.
Подумайте, почему эти строки были изъяты из текста стихотворения в его последующих публикациях.
Эта строфа только расширяет предметный мир воспоминаний, но не усиливает общее впечатление от восприятия старого дома. Этим можно объяснить то, что автор не включил ее в окончательный вариант текста стихотворения.