Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, уверенность, осмотрительность, изобретательность в бою. «Со временем будет добрый полковник», — говорит о нем Тарас. Андрий же весь «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив, дерзок и безудержно храбр. Андрий — человек стихии; рубя головы, он, в других случаях чуткий к чужой боли, видимо, совершенно не понимает, что делает. Безумная отвага Андрия противопоставляется хладнокровию и разумным действиям брата.
Прочитайте описание польской панны. Как нарисован ее портрет? Подумайте, как создание такого идеального образа помогает писателю объяснить поведение Андрия.
«Эта была красавица — женщина во всей развившейся красе своей. Полное чувство выражалося в ее поднятых глазах… Еще слезы не успели в них высохнуть и облекли их блистающею влагою, проходившею душу. Грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную койу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадали на грудь».
Панна была так красива, что перед ней Андрий чувствовал «благоговейную боязнь», трепет, он не в силах был ничего сказать. Молодой казак теряет волю, он уже не принадлежит себе, называет полячку царицей и просит приказать ему невозможное, готов погубить себя ради нее. Вот как описывает Гоголь происходившее с юношей: «Говорил Андрий шепотом, почти задыхающимся и прерывающимся каждую минуту от внутреннего волнения», «почувствовал, что вся кровь вдруг прихлынула к сердцу», «Андрий остолбенел», «много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака», «сердце его билось».
Найдите строки, раскрывающие душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой.
«И ощутил Андрий в душе своей благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею… Он хотел бы выговорить все, что ни есть на душе, выговорить его также горячо, как оно было на душе, — и не мог. Почувствовал он что-то заградившее ему уста: звук отнялся у слова; почувствовал он, что не ему, воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни, отвечать на такие речи, и вознегодовал на свою казацкую натуру».