Неологизмы

Неологизмы (от греч. ‘новый’ и logos ‘слово’) — это недавно появившиеся слова в тот период, когда их новизна ощущается носи­телями данного языка, когда они пока еще не стали общепринятыми и не вошли в активный словарь. Так, в 20-30-е гг. XX в. возникли та­кие неологизмы, как комсомол, коллективизация, совхоз, пятилетка, в 50-60-е гг. — космодром, космонавт, луноход, в конце ХХ-начале XXI в. — тендер, нанотехнологии, блокбастер, роуминг, танцпол и др.

Есть несколько путей появления неологизмов в языке:

•  образование нового слова по существующим в языке словоо­бразовательным моделям с использованием имеющихся в языке слов и морфем (дисковод, оптоволоконный, накрутка);

•  заимствование из другого языка или из другой подсистемы данно­го языка — из диалекта, жаргона, просторечия (имиджмейкер, ноутбук, беспредел);

•  образование нового, вторичного значения у уже существующего слова (труба в значении ‘мобильный телефон’, винчестер в значении ‘устройство для хранения информации в компьютере’);

•  образование лексических и фразеологических калек — слов и сло­восочетаний, созданных по иноязычному образцу (утечка мозгов от англ. brain drain, бритоголовые от англ. skinheads).

От языковых неологизмов следует отличать контекстуальные или индивидуально-авторские нововведения — окказионализмы.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.