Обмен, торговля, реклама
Обмен лежит в основе экономической жизни человека. Обмен может состояться в том случае, если произвести экономический продукт и выставить его на рынок с целью продажи, т.е. сделать товаром. При этом товар должен обладать потребительской (быть полезным для покупателя) и меновой (способностью обмениваться на другие товары) стоимостью.
Стоимость — мера, которая определяет ценность или полезность определённого вида товара (услуги). У некоторых товаров может быть одинаковая потребительская, но разная меновая стоимость (рубашка, купленная в супермаркете, и рубашка от модного дизайнера). Может быть и наоборот (у банки кофе и банки краски одинаковая меновая, но разная потребительская стоимость).
Цена товара — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношения при обмене товаров определяет их стоимость. Знание стоимости обмениваемых товаров обеспечивает равноценность, взаимовыгодность обмена.
Обмен товарами без денег называется бартером (натуральный обмен).
Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе такого вида экономической деятельности, как торговля. Торговля — система организации массовых продаж. Продажа товара — единичный акт взаимного обмена товарами и услугами. Она соединяет производителей и потребителей в единую хозяйственную систему. Торговля позволяет получить не только большее количество благ, но и даёт возможность сделать это быстрее и при большем выборе (ассортименте).
Торговля подразделяется на оптовую (продажа крупных партий товара), розничную (продажа единичных товаров), внутреннюю (в пределах одной страны), внешнюю (с другими странами). В последние годы всё большую популярность приобретает торговля товарами и услугами посредством Интернета.
Для развития торговли первостепенное значение имеет реклама, которую часто называют её двигателем. Реклама (от лат. reclamare — утверждать, выкрикивать, протестовать) — информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама может вводить потребителя в заблуждение, поэтому ему важно самостоятельно критически оценивать содержание рекламы, сравнивая оценки информации из различных источников.