Описание картины В. Фельдмана «Родина»

Описание картины В. Фельдмана «Родина»

Может ли быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детс­тва, юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи?

Картина, на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо «Родина». Слу­чайно ли это? Что хотел подчеркнуть этим назва­нием художник?

Сюжет картины В. А. Фельдмана безыскусен, прост. На полотне изображен солдат — очевидно, что он только вернулся в родные края. Простой пейзаж — несколько черно-белых березок, кото­рые так милы русским писателям и художникам, да небольшая деревенька внизу — несколько дере­вянных домиков с простирающимся за ними серым перепаханным холстом поля. Простой русский па­рень, только что вернувшийся с фронта, одет в се­рую солдатскую шинель, на плечах — военный ве­щевой мешок. Русые волосы треплет ветер, а на лице застыло странное выражение. В глазах его мо­жно прочитать радость и грусть, боль и восторг од­новременно. Радость — вернулся домой, остался жив, смог, дошел; грусть — живы ли родные, здоро­вы ли они? как там друзья, с которыми еще недавно шел в бой, с которыми делил простые радости и невзгоды фронтовой, казарменной жизни?

Композиция предельно проста. Плана только два — передний, на котором изображен солдат, и задний — фоновый. Центр композиции — сол­дат, прижавшийся к березке, — несколько сдви­нут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается вто­рой по значению смысловой сюжет картины — по­ле и домики. Полотно поделено горизонтом при­близительно на две равные контрастные по цвету части. Верхняя часть — безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста — рыжая высохшая трава. Казалось бы, та­кое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит. Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна.

Картину нельзя назвать слишком яркой, палит­ру художника — насыщенной, это было бы непра­вильно. Преобладают несколько затемненные цвета — грязновато-желтый тон осенней травы, се­ро-голубой оттенок неба, серо-зеленая шинель сол­дата. Несколько выделяющихся пятен — выделя­ющихся не за счет яркости красок, а из-за их насыщенности, из-за глубины цвета. Рыжая кры­ша одного из домиков, фиолетовые ставни другого. Теплый коричневый цвет стен избушек. Немного сероватой зелени полей и темно-синяя полоса на горизонте. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня. Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, ус­тавшие руки обнимают шершавый древесный ствол…

Несколько слов необходимо сказать о выборе эпиграфа. Он не случаен, а закономерен и словно переплетается с настроением картины. Герой по­лотна, всматривающийся вдаль, в сторону своей родной деревни, полей и лесов, напоминает лири­ческого героя стихотворения:

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

Также как и герой стихотворения, солдат на картине любит свою родину такой, какая она есть. Пусть небросок пейзаж, нерадостно низкое холодное небо и тонкие красавицы березы не зве­нят на ветру своими листьями. Пусть неярки кра­ски, среди которых преобладает серый, пусть дома-хатки небогаты — эти картины с детства знакомы и любимы как стихотворному персона­жу, так и солдату. Да и нельзя не любить их, не­смотря на блеклость и неяркость, ведь это — Родина!

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.