Островский, Анализ произведения Гроза, План

Анализ произведения

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н.  А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Типичными представителями «темного царства» в пьесе явля­ются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Хан­жа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны власт­ные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекослов­ному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на не­почтительность и непослушание. Островский рисует ее как убеж­денную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена долж­на бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Ка­банова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, ни­какого порядка», даже «проститься путем не умеют».

Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофь­евич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругает­ся с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слы­вет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пыта­ются противостоять «темному царству». Таким человеком являет­ся Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Ге­роиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравствен­ный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точ­ки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении сво­ей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведени­ем Островского, так как она знаменует собой близкий конец «са­модурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погуби­ли! Вы! Вы!»

«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению кри­тика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

План

1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о   главных героях пьесы.
2. Семейные обстоятельства Бориса.
3. Первое знакомство с семейством Кабановых.
4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме.
5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
6. Отъезд Тихона.
7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Вар­вара.
8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины.
9. Последняя встреча Катерины и Бориса.
10. Смерть Катерины.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.