Анализ произведения
Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.
В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.
В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.
Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привычные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.
В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.
Типичными представителями «темного царства» в пьесе являются Кабанова и Дикой.
О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны властные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекословному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на непочтительность и непослушание. Островский рисует ее как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена должна бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Кабанова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, никакого порядка», даже «проститься путем не умеют».
Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».
Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофьевич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругается с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».
Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слывет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».
Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пытаются противостоять «темному царству». Таким человеком является Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Героиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравственный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.
Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви к Борису.
Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведением Островского, так как она знаменует собой близкий конец «самодурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!»
«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению критика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».
План
1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о главных героях пьесы.
2. Семейные обстоятельства Бориса.
3. Первое знакомство с семейством Кабановых.
4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме.
5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
6. Отъезд Тихона.
7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Варвара.
8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины.
9. Последняя встреча Катерины и Бориса.
10. Смерть Катерины.