Тема Родины занимает центральное место в поэзии каждого серьезного поэта, потому что без знания и уважения своих корней и традиций, без преданной любви к земле, на которой жили твои предки, не может состояться ни одна Личность.
Реализация темы Родины в поэзии М. И. Цветаевой. Развитие темы Родины, любви к ней начинается в творчестве М. И. Цветаевой с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
«Стихи о Москве» (1916)
Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой — это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, что становится олицетворением мужества, силы и готовности защищать свою святую землю:
Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой Сколько хватит рук!
«Стихи о Москве» (1916)
Отношение поэтессы к революционным событиям в России не было однозначным. Эта противоречивость отношения М. И. Цветаевой к новой власти, новому строю объяснима была распространенными в то время надеждами интеллигенции на «ветер перемен», а реальность не соответствовала представлениям многих о революции как о мирных преобразованиях. Смерти, голод, страдания и, как апофеоз — Гражданская война, не могли оставить безучастным чуткое сердце поэта.
Вынужденный отъезд за границу и пребывание на чужбине в течение долгих лет особенно обостряет чувство патриотизма. М. И. Цветаева осмысляет свое место в русской поэзии. Во многих стихотворениях возникает мотив сиротства, выброшенности, забытости. В стихотворении «Расстояние: версты, мили…» (1925) поэтесса говорит о попытке уничтожить, превратить в сор «сплав вдохновений и сухожилий»:
По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот.
Все годы, проведенные в эмиграции, М. И. Цветаева чувствует тоску и боль по России. Каждый кустик, каждая травинка на Родине воспринимаются как живые существа, с которыми хочется общаться («Русской ржи от меня поклон» (1925). Это были годы суровых испытаний, безысходности и нескончаемых страданий:
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно Где совершенно одинокой Быть…
«Тоска по родине» (1934)
Тяжким становится осознание невозможности вернуться на родину, ту, которой Россия была когда-то, дом срыт с земли, как срыта и душа человеческая, не способная жить без родной земли. Оцепенение души смягчает лишь трепетное отношение к русскому слову, возможность через него прикоснуться к святым истокам:
О неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
— Россия, родина моя!
«Родина» (1932)
Лирическая героиня стихотворения «Родина» (1932) вспоминает красоту «тридевятой» земли. Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:
Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль, — тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Раздвоенность внутреннего мира героини, душа которой осталась на родине, а тело находится на чужбине, предстает в противопоставлении антонимов даль — близь, а лексический повтор усиливает эмоциональное напряжение. Каким бы ни было расстояние до родной земли, Россия притягивает к себе сильнее любого магнита, манит и не дает покоя:
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Обилие восклицательных предложений в стихотворении как бы передает крик души лирической героини, который обретает звук в последней строфе:
Ты! Сей руки своей лишусь,
Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля Гордыня, родина моя!
В эмиграции духовная связь поэтессы с Родиной не ослабевала. Возвращение М. И. Цветаевой на родную землю не могло не произойти, но страна, в которую приехала поэтесса, была уже другой.
Той, где на монетах Молодость моя,
Той России — нету.
Как и той меня.
«Страна» (1931)
В поэзии М. И. Цветаевой отразились трагические события русской истории XX века. От цикла «Стихи о Москве», ставшего своеобразным прологом темы Родины в лирике М. И. Цветаевой, через «Лебединый стан» и последующие произведения поэтесса создавала летопись судьбы родной земли. В статье «Искусство при свете совести» она написала: «Меня вещи всегда выбирали по примете силы. <…> Каким-то вещам России хотелось сказаться, выбрали меня».