Песня повествует о тайном посещении Петром I «Стекольного государства» — столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для создания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в песне изображен любознательным и смелым, способным идти на любые ухищрения для того, чтобы без помех ознакомиться с чужими землями. «Государь-царь», «царь белый» гуляет по чужим городам в обличии купчинушки и его узнать удается только «гетману земли шведской».Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?Противостояние России и Швеции очевидно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморского купчины, затем, когда его узнали, «не пугался», а поторопился скрыться с помощью крестьянина, который вывез его «на край синя моря». Там он сел на корабль, удачно ушел от погони и «во Святую Русь возвратился». Так воссозданные события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, отрицательными сравнениями рисуют это противостояние.Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчеркивает и поведение героев. Так, шведская королевна, узнав по портрету «царя белого», приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о «шведских замыслах».
Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, который изображен как организатор одной из опасных и важных акций — разведки во вражеском государстве.
Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний чистое серебро, красное золото?
Царский корабль был готов к походу:
Чистым серебром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Эти описания говорят и о красоте царских судов, и об их богатстве. Эпитеты в словосочетаниях чистое серебро и красное золото называют постоянными, они свойственны произведениям фольклора.
Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
Посмотрим, как именуют царя в песне: «наш батюшка царь белый», «государь-царь», «царь-государь», «наш батюшка». Каждое из этих наименований повторяется несколько раз. Все они показывают уважительное отношение авторов песни к Петру I.