ПОЭТ ЛЮБВИ И ВИНА. АБУ НУВАС
В арабских землях он был первым, кто начал весело смеяться над стыдным, прославлять непотребное и восхвалять непристойное: плотские утехи, дружеские пирушки, охотничьи забавы, разгильдяйство и прожигательство жизни как они есть. И вот ведь какая штука: дурачась и шутовствуя, Абу Навас мимоходом открыл для мировой литературы жанр хамрийят («стихи о вине») и тардийят («стихи об охоте»), подарил арабской литературе то, что в античной Греции называли «анакреонтической поэзией».
Настоящие веселье и кураж не живут в богатстве: Абу Нувас родился в бедной семье, мать его кормила семью поденной работой, отца же, говорят, видели то в Дамаске, то в Басре, то в Ахвазе. Тем не менее кое-какой наукой судьба своего баловня вооружила: тогдашняя Басра была центром арабской филологии, и развеселый школяр быстро сдружился с виднейшими учеными своего-времени. Поэтические забавы и литературные игры, принятые в этом кружке, позволили Нувасу выделиться из прочих: довольно скоро он был принят при дворе легендарного Гаруна аль Рашида, ценившего острое слово и глубокую метафору.
Абу Нувасу повезло: он жил в период расцвета арабомусульманской культуры, в период «Обновления», когда происходил бурный рост и подъем городской культуры. В этих условиях прежние художественные приемы и нормы стихосложения уже не отвечали запросам читающей публики. Абу Нувас одним из первых выступил против копирования образцов бедуинской поэзии.
Трудно себе представить, как в мусульманском государстве, населенном сплошь ортодоксами-улемами, могла возникнуть такая поэзия. Абу Нувас не просто «писал о любви и вине», он вдавался в подробности интимной жизни, открыто говорил об однополой любви, поощряя страсть мужскую и саркастически высмеивая нежные отношения женщины к женщине. А уж что он писал об исламе — даже цитировать неудобно.
Стихи Абу Нуваса необычайно легки и пластичны, полны ярких и впечатляющих картин застолий, но за этой веселостью, гедонистичностью и задиристой непристойностью кроются грустные размышления о суетности и бренности жизни. За образом лирического героя-гуляки, окруженного хорошенькими пери, сквозит печальный образ разочаровавшегося в любви и верности одинокого философа.
И что интересно: этот средневековый забияка и хулиган создал поистине нестареющую поэзию. О жизни Нуваса до сих пор рассказывают сказки и анекдоты, его стихи печатают на злобу дня, и, между прочим, их и сегодня кромсает ножницами строгая цензура.
Поэзия вечная, как любовь. Терпкая, как вино.