Психологизм романа «Герои нашего времени»
В прозе Лермонтов выявил свой колоссальный талант писа- теля-психолога. Если прозу Пушкина можно назвать предпсихо- логической, потому что он не рисует реалистичных героев, способных к глубокому самоанализу, то тонкое самонаблюдение за собой и прочими людьми, которое проявляет Печорин, в отечественной литературе было открытием.
Конечно, зная и понимая людей, видя насквозь их мотивы не только инстинктивно, как это, допустим, мог делать тот же Евгений Онегин, но во всеоружии трезвящего слова, Печорин был безумно одинок, ещё более, нежели его пушкинский предшественник. Чёткое осознание проблемы, острота переживаний при понимании неустранимости существующего положения вещей особенно тягостны. Поэтому сам поэт был озлоблен и… несчастен. «Люблю мечты моей созданье…», — написал он, и вовсе не потому, что бежал от реальности. Напротив, он страстно стремился в реальный мир, но душа нормального человека всегда хочет любить прекрасное, и она начинает его выдумывать, если не находит в действительности.
Помимо того, что творчество Лермонтова является неким водоразделом между Золотым веком русской поэзии и последующим безвременьем, оно всецело ориентировано на будущее и на развитие. Его переживания и вызов существующему закаляет душу и усиливает готовность самому противостоять серости, лицемерию и невежеству в нашей жизни.
В учебнике определение психологического романа дано на стр. 300. Определение это представляется громоздким и не вполне ясным. В литературоведческом словаре учебника (2-я часть) определения этого термина нет.
Психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.
Приёмами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера.
Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пользуется всеми названными приёмами.