Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях?

Какое впечатление складывается у вас об ав­торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?

Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ­ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на­вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель­ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».

Пушкина, при всей его эмоциональнос­ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице­истов было много поэтов. В стихотворе­нии мы читаем такие строки:

Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.

Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь­бы, о своем будущем и будущем своих то­варищей. Грустно звучит вопрос:

Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?

И он называет человека, которому суж­дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод­несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру­зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).

Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво­рении?

А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил». С добрыми чувст­вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор­чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото­рый под старость вместе с поэтом и дипло­матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста­туса России после провала Крымской кам­пании. Но это в будущем, а пока «форту­ны блеск холодной не изменил души тво­ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат­ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге­рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».

Какие раздумья, связанные с лицейской го­довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти­вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво­рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?

В послании к друзьям в честь лицей­ской годовщины звучат и раздумья о жиз­ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча­стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме­чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии.

Усматриваете ли вы связь «19 октября» (1825) с другими произведениями Пушкина? В ка­ких из них отражаются близкие этому стихотворе­нию чувства и настроения поэта?

У Пушкина много стихотворений по­священо дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выражен­ные в «19 октября» (1825), мы находим в стихотворении «Была пора: наш празд­ник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного дви­жения, смены поколений. Поэт вспомина­ет прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает дру­зей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея («И встретил нас Куницын приветстви­ем меж царственных гостей…»), и о том, как воспринимали юные лицеисты Оте­чественную войну 1812 года, об охватив­шем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Алек­сандра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с пред­водителем греков Агамемноном:

Вы помните, как наш Агамемнон

Из пленного Парижа к нам примчался.

Какой восторг тогда пред ним раздался!

Как был велик, как был прекрасен он,

Народов друг, спаситель их свободы!

Сказано и о начале царствования Нико­лая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обры­вом последней строфы.

Меньше стало веселья на лицейских го­довщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над за­конами и фактами истории. Это стихо­творение не было опубликовано при жиз­ни А. С. Пушкина, и только по хода­тайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Совре­менник».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.