Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?
Белинский сам объясняет свое определение Онегина как страдающего эгоиста и эгоиста поневоле. Он как бы эгоист по воле судьбы, рока. Эгоизм в нем воспитан окружающим обществом притом, что в нем заложены огромные возможности для деятельности, вовсе не эгоистической, а доброй, благородной. Но его задатки не получают развития, он не находит применения своим силам, что приводит его к разочарованности, хандре, приносящей ему страдания. Белинский обращает внимание на строки из описания кавказских путешествий Онегина и находит в них выражения страдания, «которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. <…> чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному Жиду, который среди волнующейся вокруг него жизни сознает себя чуждым жизни и мечтает о смерти, как о величайшем для него блаженстве; это страдание, не всем понятное, но оттого не менее страшное… В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!». Вот эти строки:
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать! Тоска, тоска!..
Для Пушкина; Татьяна — идеал русской женщины. Что в ее облике и характере особенно высоко ценит автор? Какие ее качества привлекательны и для нас, людей конца XX века?
Автор ценит в Татьяне цельность натуры, естественность, простоту, близость к народной жизни, понимание народной культуры, романтичность, мечтательность, богатство внутреннего мира, любовь к природе («Татьяна, русская душою…»). Из увлечений книгами французского романтизма она вынесла стремление творить добро, ценить человеческие чувства. И еще, что самое важное, что высоко оценил Достоевский в своей знаменитой речи на торжестве, посвященном открытию памятника Пушкину, — это ее верность долгу, взятым на себя обязательствам, в данном случае супружеским обязанностям. Любя Онегина, она остается верна своему долгу жены: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Все эти качества героини не устаревают в силу того, что делают их обладательницу человеком высокой нравственности. Как мы уже говорили, их высоко оценил в 1880 году великий русский писатель Достоевский, высоко ценит образ Татьяны и русское общество нашего времени.
«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.
Оно, во-первых, не может быть не задушевным, потому что фактически является поэтическим дневником поэта, создаваемым в течение целого десятилетия. Лирические отступления и размышления, органически входящие в сюжетное повествование, раскрывают чувства, настроения, мысли, воспоминания, художественно-эстетические взгляды поэта, раскрывают образ самого автора, что является особой крупной темой для исследования романа.
Пейзаж в романе «Евгений Онегин» занимает важное место и обладает важным свойством — психологизмом. Рассмотрите одно из пейзажных описаний в памятных вам строках и попытайтесь доказать, что они обладают этим свойством.
Любой пейзаж в романе «Евгений Онегин» помогает раскрытию психологического состояния человека, его внутреннего облика, понимания им красоты русской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское настроение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как «русская душою» она любила природу, и ее душевный настрой сливался Воедино с теми движениями и оттенками, которые были запечатлены в том или ином пейзаже. Так, расставаясь с деревней, Татьяна обращается с прощальным словом, в котором создается облик близкого ее сердцу уголка Русской земли: мирные долины, знакомых гор вершины, знакомые леса, небесная краса, веселая природа. В нарисованном с помощью приема олицетворения среднерусском пейзаже сосредоточена эмоциональная память Татьяны, связанная с воспоминаниями о наслаждении от созерцания этих картин, веселье. Мы понимаем, что деревенские картины были частью не только внешней, но и внутренней жизни Татьяны, фоном, гармонирующим с ее раздумьями. И несколько позднее, когда уже возок Лариных двинулся в путь:
«…Простите, мирные места!
Прости, приют уединенный!
Увижу ль вас?..» И слез ручей
У Тани льется из очей.
Проследите за метафорами, эпитетами и сравнениями, воспроизводящими мир природы в романе. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в романе?
Природа в романе «Евгений Онегин» живая. Изображая приход зимы в 7-й главе, Пушкин использует яркие метафоры: рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами. Здесь зима ассоциируется со снегом, но благодаря названным метафорам происходит ее восприятие как живого существа — «рады мы проказам матушки зимы», подразумевая под проказами ее мороз, заснеженность, что создает веселье, радость, надежды (вспомним святочные гадания молодежи).
Но вот здесь-то радостная картина прихода зимы контрастирует с грустью Татьяны, которая должна ехать в Москву «на ярмарку невест». И даже в этой грусти содержатся воспоминания о той радости, которую героиня испытывала с приходом зимы. Тогдашнюю радость Татьяны мы узнаем по контрасту с ее нынешним состоянием.
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.
Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского.
В романе нарисованы широкие картины русской жизни 20-х годов XIX века. Это и духовные интересы молодой дворянской интеллигенции, пути ее развития в русском обществе. Это и описание жизни великосветского, старомосковского и поместного дворянства, их нравов, привычек, культурных особенностей. Одна из ведущих тем романа — воспитание и образование дворян. Затрагиваются и детали жизни простого народа. В «Евгении Онегине» перед читателем проходят бытовые явления, нравоописательные детали, описание одежды, вещей, цветов, блюд, обычаев, типов, зарисовок, относящихся к петербургской дворянской интеллигенции начала XIX века, к петербургскому быту различных слоев (вспомним описание кабинета Онегина — «Все, чем для прихоти обильной, торгует Лондон щепетильный…»). Представлена Москва с ее балами, театрами и т. п. В деревне мы видим типичных русских помещиков, крестьянских девушек и мальчиков. Перед нами провинциальная Россия — Одесса, волжские города. Упоминаются и охтенка с кувшином и крестьянки, сидящие при лучине за работой.
Пушкин показывает все типы русской культуры — от Николая Тургенева до архивных юношей, поэтов-любомудров, все литературные течения Европы и России — от классицизма до байронизма, журнальные полемики и порядки крепостничества, танцы — от мазурки до вальса. Прекрасны строфы о русском театре: «Волшебный край!» и т. д.
«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из исторических моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.
Исторические достоинства этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин был не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося самосознания: заслуга безмерная. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский).