РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ВРЕМЕНИ. ЮРИЙ ПОЛЯКОВ
В фокусе творчества современного писателя — внутренние противоречия и внешние деформации русской жизни, психология человека и общества, изменившаяся в результате произошедшего в постсоветское время пересмотра приоритетов. Но истинные ценности — величина постоянная, и Поляков явственно дает понять: если в иные периоды своего существования устойчивая социальная модель расшатывается, то это не означает, что новые идеалы на сей раз окажутся действительно идеальными.
Принципиально сосредоточенный на событиях современности (преемственность классической традиции русской прозы XIX века!), Юрий Поляков отражает богатый жизненный материал дня сегодняшнего. К счастью для хорошего писателя и к сожалению для чувствительного к деструкции человека, изменчивая реальность рубежа XX-XXI веков с завидным постоянством подбрасывает неординарные и острые сюжеты: это и метания интеллигенции на фоне мировоззренческой перестроечной встряски, и растерянная борьба еще вчера уверенных в светлом будущем за выживание на пепелище разрушенной «империи», и попытки личности найти компромисс с новейшей системой ценностных ориентаций, не потеряв на этом пути самоуважения и веры в людей.
Примечательно, что, написав свои первые «хиты» (имеются в виду, конечно, «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа») именно на волне перестроечного вольнодумства, Юрий Поляков и после ни разу не изменил вневременным идеалам свободомыслия, писательского и человеческого, не став ни рабом новой действительности, ни ее певцом. И хотя самые ушлые представители его поколения, которые «нагнулись и подняли» (или «всех нагнули», как восклицает герой романа «Замыслил я побег…») валяющиеся под ногами разбазаренные блага большой разваленной страны, выдали свою модель социального поведения за высокий образец, Поляков очень верно и точно оценивает сиюминутность и призрачную основательность подобной морали. В «Гипсовом трубаче» есть совершенно гениальное по силе наблюдения и обобщения рассуждение автора, квинтэссенция которого буквально в следующем: на каждое поколение новых хозяев жизни всегда найдется (подрастет) новое поколение тех, кто захочет наказать первых. Ощущение безмерной и разнузданной свободы, которую, казалось бы, обеспечивают деньги и власть, всего лишь временная иллюзия, тем более что «время — самый медленный и самый разрушительный ураган». Стиль Полякова — в меру ироничный, афористичный, изящный — придает повествованию о сложных мировоззренческих проблемах простоту и ясность, а главные принципы — объективность и любовь к истине — указывают на органичное восприятие мощной традиции реалистического письма.
Тонко чувствующий остроту борьбы за человека между добром и злом, происходящую сегодня и всегда, писатель со вниманием заинтересованного в своих подопечных и честного учителя (сегодня такие — большая редкость!) стремится исправить ошибки, неизбежно допускаемые современниками, которые легкомысленно не желают учитывать нравственный и практический опыт истории.
И Поляков из рассказа в рассказ, из романа в роман моделирует узнаваемые ситуации, приводит характерные примеры, повторяет неизбитые истины. Он точно знает: если исправлять ошибки по горячим следам, то материал обязательно будет усвоен.