Как складываются отношения Кузьмы и Марии с односельчанами после прихода в их дом беды?
В целом отношения со стороны односельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испытывают перед ними чувство стыда, неловкости. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.
В чем причины крупной недостачи у Марии?
Причины в том, что у нее не было необходимых бухгалтерских знаний для ведения учета в магазине, а также в доверчивости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получала сама. Не исключено, что опытные люди в райпотребсоюзе, пользуясь безграмотностью Марии, могли обмануть в фактуре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, ревизор не стал сразу возбуждать судебного дела, а дал пятидневный срок, чтобы покрыть недостачу.
Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы.
В основе повести лежит мотив древнерусских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной проверке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встречается с разнообразными характерами, различными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет <….> к доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из деревни».
Психологическое состояние героя периодически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до безысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обременять их своими просьбами, которые порой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего друга и бывшего напарника по работе Василия. С большим смущением берет накопленные теткой Натальей деньги на похороны.
Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в повести — это материальная необеспеченность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагополучии в обществе. С трудом накопила похоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек директор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он делает это с трудом. Положение сельской интеллигенции (специалистов) явно незавидное, и вряд ли можно осудить механика, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузьма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуждает.
Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Только ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям? Почему Кузьма обращается к тем, от кого нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)?
Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвычайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется лучшее, что есть в людях. Но надежды оправдываются не всегда.
Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Казалось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана история жизни председателя, из которой понимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его характера, его нравственных представлений о порядочности, чести, самопожертвовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнивает, рассказывая историю ареста и осуждения председателя, тот рискованный поступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.
Идейный смысл сцены собрания специалистов — призыв к традиционной русской соборности, утверждению гуманистических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интеллигенции.
Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема?
Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи предшествующих событий через воспоминания. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что проскальзывает в его мыслях. Через его воспоминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знакомимся более подробно, чем это могло случиться при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированными в сознании Кузьмы. Осталось проверить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, которые также являются исконно русской традицией.
Почему финал повести остается открытым?
Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном моменте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута кульминация повести — Кузьма стоит у дверей квартиры брата, стоит с надеждой, хотя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отрезанный ломоть. Какой бы ни была развязка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце родного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет верить в разрушение традиционных родственных связей, он верит в голос крови, хотя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распутина.