СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ
с. 113. Школа
Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей). С. Михалков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она «открыла дверь и указала путь».
В стихотворении автор использует перекрёстные рифмы: созвучны первая и третья, вторая и четвёртая строчки.
с. 114. Хижина дяди Тома
Действие происходит на аукционе по продаже людей.
Автора взволновало то, что на аукционе продавали людей, как товар, «детей с отцами разлучали» и торговались о цене.
О напряжении в зале говорят такие слова: «все расступились перед ней, чуть не упал актёр со стула».
с. 115. Любитель книг (басня)
Гость был восхищён и удивлён количеством чудесных книг. Это были новые тома собраний сочинений Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака.
Хозяин ответил, что он достаёт книги пылесосом, то есть он не читает их, а только стирает с них пыль.
Мораль басни: книги нужно читать, а не «стирать только пыль с изданий подписных».
с. 116. Чужая беда (басня)
Герои басни ленивые и очень равнодушные люди, они «глухи и слепы к соседским бедам».
Басня говорит о том, что тот, кто глух и слеп к чужой беде, сам может попасть в беду.
Басню нужно читать как диалог двух соседей, передавая безразличие Степана, тревогу и удивление его соседа.
Мораль басни: не будь равнодушным к чужой беде, чтоб и самому в беду не попасть.
с. 117. Зеркало (басня)
Носорог был глуп и считал, что он самый красивый. Поэтому он издевался над животными.
Носорог увидел себя самого. Но он был глуп и не понял, что смеётся над своим изображением.
Эта басня отличается от басни «Чужая беда» тем, что там Степану не было никакого дела до соседа, а в этой, наоборот, Носорогу было дело до всех, кроме себя. В басне «Зеркало» автор осуждает глупость, а в басне «Чужая беда» — равнодушие.
В басне «Зеркало» автор осуждает пороки людей, показывая их, присущими животным. В басне «Чужая беда» действующие лица — люди.