ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
с. 59. «Гаснет вечер, даль синеет…»
Поэт называет счастливым того, кто станет свидетелем красивых картин природы: вечерней зари, звёздного неба, тёплого вечернего ветерка.
Первая строфа рассказывает о вечерней природе, вторая — о ночном небе.
с. 60. «Шире, грудь, распахнись для принятия…»
Автор мечтает слиться душой с красотой природы. У поэта весенняя природа пробуждает чувства радости, счастья, восхищения от увиденного и услышанного.
«Небо высокое, далёкое», «беспредельный простор голубой», «зелёное поле широкое».
В стихотворении много обращений. Поэт использует их, чтобы показать, что он считает природу живым существом.
с. 61. Детство
Сосна — светолюбивое растение. Она тянется к солнцу. Ветки, которым мало света, усыхают. Стволы стоят голые. Они похожи на стены замка. Хорошо бродить «по этим солнечным палатам!».
Бор напомнил поэту его детство, прогулки в сосновом лесу поутру.
Передать красоту бора, прогретого солнцем, помогают такие слова: «сухим смолистым ароматом», «по этим солнечным палатам», «песок — как шёлк», «яркий свет», «повсюду блеск», «сухость солнечного света».
* В этом стихотворении три строфы.
с. 65. Листопад
Сравнения:
«лес, точно терем расписной»;
«как вышки, ёлочки темнеют»;
«паутины блестят, как сеть из серебра»;
«последний мотылек, точно белый лепесток».
Поэт использует сравнения, чтобы точнее, образнее описать осеннюю красу.
В начале стихотворения поэт описывает красоту осеннего леса, его яркие краски, сочные тона. Позже наступает время дождей и слякоти: всё вокруг становится мрачным и полинялым. И вот наступают морозные дни — лес совсем опустел, осиротел.
с. 66. Проверьте себя
Задание 1
А. Блок «Россия».
А. Блок «Рождество».
К. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ».
И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад», «Шире, грудь, распахнись для принятия…».
Задание 2
1) Строки из стихотворения А. Блока «Россия».
2) Строки из стихотворения К. Бальмонта «Россия».
3) Строки из стихотворения И. Бунина «Шире, грудь, распахнись для принятия…».
Задание 3
1) Иллюстрация к рассказу-были Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
2) Иллюстрация к стихотворению И. Бунина «Листопад».
Задание 4
Л. Н. Толстой писал:
— басни;
— рассказы;
— были;
— повести;
— былины.
Задание 5
Произведения В. В. Вересаева: «Легенда», «Звезда» (восточная сказка).
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК
с. 68. Словарь
С. Я. Маршак открыл для себя силу слова. За каждым словом — целая история, целая «повесть».
В стихотворении «Словарь» поэт использует охватывающие рифмы (1 строфа), перекрестные рифмы (2 и 3 строфы).
с. 88. Двенадцать месяцев (пьеса-сказка)
Действующие лица пьесы: Дочка, Падчерица, Старуха-мачеха, Королева, Учитель королевы, Канцлер, Двенадцать месяцев.
с. 89. В горах моё сердце
В стихотворении автор использует парные рифмы. Они связывают соседние строки — первую и вторую, третью и четвёртую: там — скалам; козу — внизу и т. д.
АНТОН ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
с. 93. Неизвестный цветок (сказка-быль)
Данное произведение — сказка-быль, в нём рассказывается о реальных событиях, но в сказочной форме (цветок изображён как живое существо).
Быль — это произведение, в котором происходят действия, которые были на самом деле.
Маленький цветочек рос на пустыре.
Описание цветка: «В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».
Новый цветок тянулся к девочке, потому что он был ей благодарен за то, что Даша и её друзья благоустроили пустырь.