Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере од­ной из сцен)

Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере од­ной из сцен)

Безусловно, «Героя нашего времени» можно отнести к ше­деврам русской литературы XIX века. Самой интересной и зага­дочной личностью, естественно, является главный герой повестей — Печорин.

Характерный эпизод романа:

«— Скажи мне, однако, как твои дела с нею?..

Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, сол­гать, — и было совестно, а вместе с этим было стыдно при­знаться в истине.

—  Как ты думаешь, любит ли она тебя?..

—  Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. Как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…

—    Хорошо! И вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти?..

—  Эх, братец! На всё есть манера; многое не говорится, а отгадывается…

—   Это правда… Только любовь, которую мы читаем в гла­зах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова… Бере­гись, Грушницкий, она тебя надувает…

—   Она?.. — отвечал он, подняв глаза к небу и самодовольно улыбнувшись, —мне жаль тебя, Печорин!»

В этом эпизоде Печорин играет с Грушницким в кошки- мышки, внимательно следя за его ответами и невысказанными движениями души, и своими вопросами провоцирует его на про­явление своих мнений и сомнений. Первый вопрос кажется со­всем невинным, как и последующие, если взять их отдельно, но вместе они выстроены в чёткую линию, раскрывающую душу Грушницкого полностью. Печорин вынуждает спутника говорить о том, о чём тот не хотел бы говорить, потому что никаких реаль­ных симпатий он приобрести не успел. Поэтому и колеблется Грушницкий, причину чего Печорин хорошо понимает. Незадач­ливый ухажёр пытается отделаться туманными рассуждениями о «приличиях» («Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!..»), пы­тается убедить самого себя, что всё происходит так, как это должно происходить («Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…»), но его опять ставят перед необхо­димостью чётко проговорить своё понимание реального положе­ния вещей. Печорин не признаёт этой отговорки и, высказывая своё мнение без обиняков, нарочито приземлённо, даёт Груш­ницкому последний шанс быть честным: «Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…». Грушницкий не смог быть честным — он самолюбив неимоверно, и сама мысль о том, что кто-то может обмануть его ожидания, кажется ему нелепой.

Во время этого краткого диалога он бессознательно сделал выбор и предпочёл упиваться иллюзией, высокомерно отвергнув мнение явно более опытного товарища. Его пафосно выраженное соболезнование («мне жаль тебя, Печорин!») — ярчайшая иллю­страция многозначного лермонтовского лаконизма и злой иро­нии. Потому что на самом деле выражать насмешливые соболез­нования должен был как раз Печорин. Контраст внешне выраженного фатального заблуждения и всё понимающего иро­ничного молчания — один из любимых приёмов писателя.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.