Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»

Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор».

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», — объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого «хоть три года скачи, никуда не доскачешь», писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок. Но всех их объеди­няют бюрократизм, чинопочитание, произвол, стремление нажиться за чужой счет. Все чиновники, ощущая давление деспотизма, деспотичны сами. Их пронизывает страх перед Хле­стаковым, который представляет будто бы столичную власть.

В комедии «Ревизор» Гоголь показал «корпорацию разных слу­жебных воров и грабителей». Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей. Город­ничий «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Ляп- кин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец», Хлестаков — «без царя в го­лове. Говорит и действует без всякого соображения».

Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, су­дья Ляпкин-Тяпкин.

Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хле­стакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику — попечи­теля богоугодных заведений он называет «совершенной свиньей в ермолке». У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип. Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный груп­повой портрет, на переднем плане которого — Городничий и Хлестаков.

Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчи­ненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, «что за пти­ца такая едет». Понимая, что это противозаконно, Городни­чий предлагает «для общей пользы всякое письмо этак не­множко распечатать». А Шпекин и так этим постоянно зани­мается. Попечителю богоугодных заведений Городничий при­казывает, «чтобы больные были чистые, не походили на кузне­цов», «да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше». Земля­ника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: «…лекарств дорогих не употребляем. Человек про­стой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет — то и так выздоровеет».

Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определя­ющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего — он присваивает деньги, собран­ные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу. Под стать ему и чиновники рангом помень­ше. Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах «сам Соло­мон не разрешит, что правда и что неправда». Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных. Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: «Умный чело­век — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: «Ничего не вижу: вижу какие- то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хле­стаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Глав­ная черта Хлестакова — мнимая значительность и неоправдан­ные претензии при внутренней пустоте и ничтожности. Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.

Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персона­жей, создал нарицательные образы общечеловеческого значе­ния. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицер­ская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицатель­ные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.

Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», раскрываясь в действии ко­медии, достигает своего патетического завершения в восклица­нии Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все «деяния» чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.