Система образов. В романе два центральных художественных образа — образ Дома и образ Города.
События разворачиваются в мрачном и пугающем Городе, в котором с каждым днем становится все тревожнее. Город, оккупированный немецкими войсками, подвергается бандитским нападениям отрядов Петлюры. Руководство штаба армии бездействует, часть офицеров панически покидает город. Полковник Малышев формирует добровольческий дивизион. Однако попытки спасти Город от нападения петлюровских банд не увенчались успехом.
Дом, в свою очередь, производит впечатление тепла и уюта. Он ограждает своих обитателей от злобы окружающего мира. Любовно автором выписаны мельчайшие детали интерьера квартиры Турбинных, которая является в романе символом прочности, теплоты человеческих отношений, культурных традиций. Теплую атмосферу дома создают люди, его населяющие.
После смерти матери в доме остались молодой врач Алексей Турбин, его брат унтер-офицер Николка, сестра Елена и ее муж капитан Тальберг. В семье Турбиных царит необыкновенно благожелательная атмосфера. Это ощутил и всей душой потянулся к обитателям дома племянник Тальберга Лариосик. К дому Турбиных близки гвардии поручики Шервинский и Мышлаевский, подпоручик Степанов («Карась»). Дружной семье Турбиных чужд лишь муж Елены капитан Тальберг, изображенный в романе подлецом и карьеристом.
Дом Турбиных для Булгакова вся Россия. Как в стране революция внесла разлад во многие семьи, так и дому Турбиных грозит разрушение, однако семейные узы оказываются прочнее и надежнее классового непонимания.