Словообразовательный анализ слова

Словообразовательный анализ слова — это такой разбор слова, при котором устанавливается производящее слово (1), словообразова­тельный формант (2) и способ, при помощи которого было образовано разбираемое слово (3). В отличие от морфемного разбора, при разборе данного типа требуется определить только отношения между двумя словами, одно из которых образовано от другого и толкуется через него. В отдельных случаях производящей базой может быть целое словосо­четание или фразеологизм (если мы имеем дело со сложными словами, аббревиатурами или сращениями).

При словообразовательном разборе слова следует придерживать­ся определенного порядка проводимых операций. Алгоритм действий должен быть следующим:

1)   у анализируемого слова определить тип основы — произво­дная она или непроизводная. Если основа непроизводная (как, на­пример, в словах типа дом, книга, облако), то данный тип разбора невозможен;

2)  если основа производная, то следует привести разбираемое сло­во к его начальной (словарной) форме. Т.е. существительные, прилага­тельные, числительные, местоимения нужно поставить в именитель­ном падеже (для изменяемых по числам — в единственном числе, для изменяемых по родам — в мужском роде), спрягаемые формы глагола, причастия и деепричастия нужно поставить в форме инфинитива (не­определенной форме). Это нужно, чтобы не спутать словообразование с формообразованием, т.е. чтобы не решить, что подпрыгивая образо­вано от подпрыгивать, а засыпающий — от засыпать;

3) к анализируемому слову подобрать производящее слово (или со­четание слов), ближайшее по форме (однокоренное) и связанное с ним по значению;

4)  выделить основы обоих слов — производную и производящую;

5)  определить словообразовательный формант в исследуемом сло­ве и выделить его, помня, что иногда он может состоять из нескольких средств;

6)  определить словообразовательный способ;

7)   указать, используются или нет морфонологические процессы (чередования звуков, изменение места ударения, наложение морфем друг на друга и т.п.); если да, то назвать и объяснить их.

Бывают случаи, когда у производного есть несколько произво­дящих слов (такие слова называют полимотивированными), и тогда производное будет иметь несколько словообразовательных структур: так, глагол ветреничать можно рассматривать как образованный от прилагательного ветреный при помощи суффикса -ича- или как об­разованный от существительного ветреник при помощи суффикса -а- с использованием чередования к//ч.

При данном типе анализа необходимо обращать внимание как на форму, так и на значения слов: бывает, что внешне одинаковые про­изводные имеют разное словообразовательное значение и относятся к разным словообразовательным типам: так, слова шутник, садовник и ключник, хотя и образованы при помощи одного и того же суффикса -ник, относятся к разным типам, поскольку мотивированы разными частями речи — глаголом (шутить), прилагательным (садовый) и су­ществительным (ключ).

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.