Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» является классицистическим произведением. Поэтому в ее финале автор подводит читателя и зрителя к нравоучительному выводу. При этом все герои получают по заслугам, в соответствии с представлениями автора о справедливости. Положительные герои вознаграждаются за свои достоинства. А отрицательные персонажи наказываются за свои пороки.
Из перечисленных в поставленном вопросе персонажей единственным положительным можно назвать Софью. Во втором явлении пятого действия происходит разоблачение интриги, подстроенной госпожой Простаковой, которая попыталась насильно выдать Софью замуж за своего сына Митрофана. Однако Милону удается воспрепятствовать затеянному Простаковой злодейству, он освобождает Софью, и она называет его своим избавителем.
Когда же Простакова узнаёт, что ей за ее преступления грозит суровый суд, она обращается к Софье с просьбой о прощении. Софья проявляет благородство души и не требует кары для своей недавней притеснительницы. Своему дяде Стародуму она говорит: «Дядюшка! Я мое оскорбление забываю». Вероятно, под влиянием добросердечной племянницы и Стародум прощает Простакову.
Итак, положительные герои не желают, как говорит Стародум, «ничьей погибели». Они воспрепятствовали несправедливости и в том видят свое удовлетворение. Мстить обидчикам Софьи ни дядя, ни племянница не хотят.
А как ведут себя сами разоблаченные обидчики? В их словах и поступках всецело проявляются низость души и неразвитость сознания.
Госпожа Простакова из самовластной крепостницы, творящей расправу над всеми домашними, превращается в кроткую овечку. Она падает на колени перед Стародумом, Правдиным и Софьей и молит их о прощении. Но мы понимаем, что никакого раскаяния на самом деле она не испытывает. Ею движет страх за свою шкуру, за собственное благополучие. Ее поведение насквозь лицемерно. Как только прощение ей обещано, она сразу становится прежней и грозится расправиться со своими людьми за то, что они не удержали Софью и позволили Милону освободить девушку. Как говорит о Простаковой Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». И все же у читателя и зрителя драматург вызывает долю сочувствия к этой женщине. И происходит это потому, что ее любимый сын, ради которого она и шла на преступление, растаптывает ее материнские чувства.
Когда она обнимает Митрофана со словами: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — сын грубо отвечает ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И потрясенная сыновней неблагодарностью Простакова падает в обморок.
Нравственный урок финала и всей комедии выражен в заключительной реплике Стародума, который, указав на Простакову, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»