АНТИВОЕННАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Еще совсем недавно казалось, что громкие слова о защите и сохранении мира на планете — ветхие, никому не нужные лозунги. Но последние события в мире опровергают подобный — поверхностный и неглубокий — взгляд. На поверку оказывается, что именно сейчас, как никогда, человечество близко к глобальной катастрофе.
В вопросе сохранения мира между людьми и народами Земли нашими сторонниками могут стать великие гуманисты прошлого. В их число, несомненно, следует включить и великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До него во всей мировой литературе никто не сумел показать войну так правдиво и с таким беспощадным реализмом. По признанию самого писателя, он рисовал «ужасные, потрясающие душу зрелища» для того, чтобы разрушить романтический ореол, которым окружали войну авторы, знавшие о ней понаслышке.
Военные сцены открываются смотром войск под Браунау. До начала Отечественной войны остается целых семь лет. Но герои романа и вслед за ними сам автор уже здесь задаются вопросами: «Что такое война? Что такое героизм, подвиг?» И ответ напрашивается сам собой: война — это труд, страдание, кровь и гибель сотен и тысяч людей. А настоящий героизм и истинный подвиг, к свершению которых так стремятся многие из героев, совершается обыкновенными простыми людьми.
Вот князь Багратион со свитой совершает объезд боевых позиций во время Шенграбенского сражения. «Им стали встречаться раненые. Одного, с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевался. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из склянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим».
Благородной целью Шенграбенского сражения было спасение всей русской армии. Эта цель предопределила стойкость, мужество, бесстрашие рядовых русских солдат и таких офицеров, как Тимохин, Тушин. Но война обнажила также духовное ничтожество офицеров, подобных Анатолю Курагину (Жеркова, Несвицкого).
Жестоким бессмысленным выглядит эпизод бомбежки отступающих русских войск у плотины Аугеста после проигранного Аустерлицкого сражения. Но не менее жуткое зрелище возникает перед нами в сцене голода в Павлоградском полку, который «в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей».
С большой силой антивоенная тема начинает звучать в романе с началом Отечественной войны. И здесь она соединяется с темой патриотической, и тон писателя становится суровым и направлен против наполеоновского вторжения: «Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
В словах автора и речах главных героев произведения, участников войны, звучит ее решительное осуждение. И для князя Андрея, и для капитана Тушина, и для Пьера, и для Долохова, и для многих других героев романа война — это «страшное дело». Даже для Николая Ростова, мечтавшего совершить героический подвиг. Отличившись в Островенской битве, он все время думал о своем блестящем подвиге, за который он получил Георгиевский крест и даже репутацию храбреца. Но его все время мучили сомнения, он никак не мог понять чего-то. «Так и они еще больше нашего боятся! — думал он. — Так только-то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это сделал для отечества?» У него перед глазами все время стоял тот француз, на которого он замахнулся саблей, но так и не смог зарубить: «А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»
Герои романа Л. Толстого «Война и мир» осуждают войну, воспринимают ее как «страшную необходимость», но участвуют в ней, потому что от ее исхода зависит «вопрос жизни и смерти отечества». Со всей убежденностью в своей правоте князь Андрей Накануне Бородинской битвы говорит Пьеру о том, что русские солдаты непременно победят, каких бы жертв им это ни стоило, потому что «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… Что бы там ни было, что бы ни путали там наверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Мысли о покорении, подчинении неприятелю не допускают и мирные жители ни Смоленска, ни Москвы. Л. Толстой замечает, что «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Он прославляет самоотверженные действия партизан — «дубину народной войны», которая «гвоздила» неприятеля «до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Глубокий патриотизм русского народа, его антивоенное настроение писатель воспринимает как органическую черту русского национального характера. Он говорит, что «сознание того, что это так будет и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека». Выводы писателя замечательным образом подтвердились в трагические моменты европейской истории — первую и вторую мировые войны. Хочется, чтобы антивоенные и патриотические мысли автора «Войны и мира» стали поучительным примером беззаветного служения родине, а также бессмысленности жестоких кровопролитий.