Сочинение на тему: ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА

ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИЯХ МОЛЬЕРА

Своеобразие комедий Мольера состоит в том, что они создавались в эпоху классицизма.

Классицизм — это явление общеевропейско­го масштаба, хотя, конечно, в каждой националь­ной Литературе он проявлялся и развивался по- своему. Возник классицизм в Италии, наиболь­шее развитие получил в XVII веке во Франции, став там почти официальным творческим направ­лением.

Как художественное направление в литерату­ре и искусстве классицизм характеризуется вы­сокой гражданской тематикой, строгим соблюде­нием определенных творческих норм и правил.

Писатели-классицисты отображали жизнь в об­разах идеальных, тяготеющих ко всеобщей нор­ме, образцу. Они часто обращались в своем твор­честве к античным образам и сюжетам, так как классическую древность принимали за образец совершенного и гармоничного искусства. Веду­щим жанром тогда считалась трагедия, относя­щаяся к так называемым «высоким жанрам». Мольер же решился противопоставить этим тра­дициям жанр комедии, что было с его стороны большой смелостью.

Оставаясь в русле классицизма, Мольер внес в это направление передовые идеи Просвещения — критику порядков феодального мира, защиту ес­тественных прав человека, свободолюбивые моти­вы. Его произведения также характеризуются вниманием к национальным историческим сюже­там. Мольер раскрывал основные принципы сво­ей эстетической программы, говоря: «Задача ко­медии состоит в бичевании людских пороков… Самые блестящие трактаты на темы морали час­то оказывают куда меньшее влияние, чем сати­ра, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокруши­тельный удар.

Легко стерпеть порицание, но насмешка не­стерпима. Иной не прочь прослыть злодеем, но никто не желает быть смешным… Если же мы пожелаем прислушаться к свидетельству исто­рии, то она скажет нам, что комедии воздавали хвалу прославленные философы древности, фи­лософы, проповедовавшие суровые правила жиз­ни и неустанно бичевавшие пороки своего време­ни. Она расскажет нам о том, как неусыпно тру­дился на пользу театра Аристотель, и о том, что он взял на себя заботу изложить правила, коим должно следовать драматическое искусство. Она сообщит нам, сколько великих мужей древнос­ти, занимавших самое высокое положение, гор­дились тем, что пишут комедии, а иные из них не считали для себя зазорным читать их публич­но. Она напомнит, что в Греции уважение к это­му искусству проявилось в почетных наградах и в постройке грандиозных театров, что, наконец, и Рим высоко чтил это искусство, — я говорю не о развращенном Риме распутных императоров, но о суровом Риме мудрых консулов в пору рас­цвета римской доблести».

Мольер считал, что «главная обязанность ко­медии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», и подчеркивал общественный ха­рактер комедийного и сатирического искусства, его действенное начало. Вместе с тем в предисло­вии к «Тартюфу» драматург как представитель классицизма сознательно опирался на авторитет античности — на Аристотеля, которого теорети­ки классицизма считали своим главным настав­ником. Комедия оптимистична по своей приро­де, а оптимизм требует известного простодушия и мудрости.

В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия ха­рактеров, комедия положений. Однако в произ­ведениях Мольера все эти виды переплетаются, соединяясь органически и гармонично. Так, в его «Тартюфе» перед нами — яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты ха­рактеры и забавные, озорные положения.

Мольер продолжал традиции античной коме­дии и широко использовал фольклор средних ве­ков и богатейшее литературное наследие эпохи Возрождения. От средневековых сатирических рассказов у Мольера — бытовая конкретность и яркий колорит. Мастерство развития сюжета и органическое единство интриги, пародийная па­раллельность построения сцен и характеров, ис­ключительная динамика роднят Мольера с вели­кими комедиографами Возрождения и лучшими достижениями итальянской комедии, и все это органически соединено с эстетическими принци­пами классицизма.

От классицизма у Мольера — характерная линия подчеркивания какой-то одной, домини­рующей черты характера в образах главных ге­роев. Такой прием создания художественного образа характерен для всей драматургии класси­цизма. Следуя теории Буало, Мольер отражает окружающую действительность не во всем ее объеме, не во всей сложности, а после определен­ного отбора и осмысления фактов, явлений в духе рационализма, что значительно обедняло твор­ческие возможности Мольера и ослабляло соци­альную остроту его произведений. Например, при изображении народа Мольер всегда наделяет его представителей мудростью и нравственной чис­тотой, но при этом народ никогда не поднимает­ся до протеста против общества, в котором благо­денствуют Тартюфы и Дон Жуаны, — у предста­вителей народа нет даже проблесков мысли о не­обходимости взяться за социальное переустрой­ство жизни.

Во многих комедиях Мольера строго соблюда­ется правило трех единств (действия, времени, места), а финалы многих его комедий условны. В «Мещанине во дворянстве» порок наказан, доб­родетель торжествует — все по правилам эстети­ки классицизма. Но в комедиях Мольера есть и черты реализма. Не понимая причин глубоких со­циальных противоречий современности, Мольер, как художник, «господствующий над нравами своего времени» (Гете), умел глубоко раскрыть всю порочность системы абсолютизма, основан­ной на сословных привилегиях и беспощадной эксплуатации народных масс. Комедии Мольера наставляли, учили зрителя. Теоретик классициз­ма и друг драматурга Н. Буало писал о Мольере:

Умел ты с пользой поучать И правду весело вещать.

Всем у тебя мораль готова,

Прекрасно все, разумно в ней.

И часто шутовское слово Ученой истины мудрей.

Комедии Мольера, обладая огромной силой разоблачения, приобретали политическое звуча­ние, потому что в них писатель беспощадно биче­вал носителей общественного зла, чиновников и духовенство, богатых мещан и других людей, враждебных народу, воплощал идеи гуманности, правды, красоты и добра. Это и обеспечило коме­диям Мольера долгую сценическую жизнь и при­знание многих поколений зрителей. Л. Толстой писал: «Мольер — едва ли не самый всенародный и поэтому прекрасный художник нового време­ни». Выдающийся критик В. Г. Белинский так отзывался о комедиях Мольера: «Комедии Моль­ера — сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и под­лость… Они имели сильное влияние на современ­ников, следовательно, имеют историческое зна­чение. Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..»

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.