ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась матери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было доверено приходящим учителям, с одинаковым успехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам».
Как и другие девушки ее круга, Софья воспитала свой вкус и черпала большинство представлений об окружающем из сентиментальных романов.
Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со стороны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленницей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…
Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».
Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь слезы».
Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положительные черты ее характера не могли должным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.
Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содержит формулу души девушки и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного…».
«Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает:
Я не старалась, Бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…
К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».
Конечно, Софья способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осчастливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?
Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должности», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.
Софья же испытывает настоящее чувство, которое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чувства Софьи — это чувства влюбленности, преклонения, даже подчинения, а не только лишь стремление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:
Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею…
Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недюжинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон терзаний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.
А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен окончательно. Возможно, такая недоговоренность, неясность и противоречивость образа Софьи приближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не всегда свободен в своих поступках и чувствах?
«Горе от ума» — эти слова в бессмертной комедии А. С. Грибоедова принято относить к главному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, воспитанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опуститься до распространения гнусной клеветы, более того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне любит, и вообще умом и характером под стать Чацкому, но никак не Молчалину. Любовь к другому помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью осквернить дружбу. Но, когда девушка узнает истинное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, лучше всех тех, кто находится рядом, лучше их свойствами души, тонкостью ума, благородством натуры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочитанными лицами».