Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермнотова «Песня про купца Калашникова»
В основу сюжета своей поэмы «Песня про купца Калашникова» Лермонтов положил бытовое событие — упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом и его жене, которую обесчестили опричники царя. Исторический сюжет «Песни…» соединяется с фольклором. В образе главного героя произведения отразились черты персонажей народной поэзии — Калашников способен к бунту, он олицетворяет героическое национальное начало, является выразителем народных представлений о чести, правде, достоинстве. Кирибеевич — царский опричник, и в своей вседозволенности напоминает тех, кто был в царской опричнине. Использовав и переработав источники, Лермонтов написал свое произведение.
Многие сцены лермонтовской поэмы заставляют вспомнить народные песни. Например, о Мастрюке Темрюковиче, вызвавшем недовольство грозного царя тем, что на веселом пиру «хлеба-соли не ест», «зелена вина не кушает»; о могиле Степана Разина меж трех дорог, привлекающей внимание прохожих: старый помолится, молодой « в гусли наиграется».
Повествование «Песни…» ведется от имени гусляра-скомороха. Произведение Лермонтова начинается с запевки и заканчивается славлением, здесь используется народные обороты речи. Это отрицательные сравнения:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…
Это повторы:
И ударил впервой купца…
И ударил его посередь груди…
Это «перехваты» — повторение в начале следующей строки конца предыдущей:
…Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору…
Лермонтов использует характерные для народной поэзии постоянные эпитеты: конь добрый, сабля вострая, смерть лютая, красное солнышко, очи соколиные.
Вся «Песня…» пронизана народной поэтикой: это эпическая детализация описаний (смерть Кирибеевича), частые ласкательные и уменьшительные суффиксы (головушка, лебедушка). В духе народной поэтики выдержана и ритмика «Песни…»: количество слогов в стихе меняется от 7 до 14, преобладают анапестические зачины: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич», дактилические окончания (Над Москвой великой, златоглавою).
В. Г. Белинский отмечал, что Лермонтов «вошел в царство народности как ее полновластный властелин»; он свободно, творчески усвоил ее элементы и создал из них произведение, отличающееся глубокой оригинальностью. «Песня…» гармонически сочетает непосредственность народной поэзии с глубиной идеи, с психологизмом зарисовки образов, с исторической достоверностью картин старины.
Нам задали по литературе, выписать элементы фольклора из песни про купца Калашникова
Сама ищу и не могу найти