ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
«Маленький принц» написан в США в 1942 году, вышел в свет там же в апреле 1943 года. Сент-Экзюпери уже не было в то время в Америке: в марте он прибыл в Северную Африку, чтобы участвовать в боевых действиях против фашистов. Прослеживается определенная связь между историческими реалиями и проблемами, поднятыми в произведении. Во времена, когда жизнь может оборваться в любую минуту, люди задумываются не только о том, как выжить. На грани между жизнью и смертью они невольно начинают ценить то, чего в обычных условиях чаще всего просто не замечали.
Что в нашей жизни является истинно ценным, а что надуманным? Послушаем Сент-Экзюпери. Линия между двумя этими понятиями прочерчена в сказке «Маленький принц» довольно четко. Недаром происходит сопоставление и противопоставление мира взрослых и мира детей. Но мы должны понимать, что обращение автора к детям несколько условно. Это, скорее всего, обращение ко взрослым, утратившим чувство красоты и гармонии. Только в детстве человек радостно и восторженно воспринимает первый снег, распускающиеся цветы, закат и восход солнца. С улыбкой поднимает глаза к звездному небу, старательно загадывает желание, увидев падающую звездочку. А мир взрослых наполняется повседневными заботами, суетой.
В «Маленьком принце» гуманистическая осмысленность мира дана как его естественное состояние (отсюда образ героя-ребенка), которое не требуется завоевывать. Чем же заполнены будни Маленького принца, в чем состоят его радости, маленькие достижения? Он жил на маленькой планете величиной с дом. На планете росли ужасные баобабы, но Маленький принц каждое утро выпалывал зловредные ростки, чтобы планете не угрожала опасность быть разорванной на клочки корнями этих чудовищных растений. Когда было грустно, Маленький принц глядел на заход солнца. Иногда ему становилось очень тоскливо, потому что у него не было друга. Зато у него была прекрасная гостья из другого мира — красавица-роза.
Настоящим чудом стало появление на маленькой планете, где всегда росли простые, скромные цветы, этой маленькой кокетки: «неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты». Но красавица была ужасно капризна. Маленький принц очень старался доставить ей удовольствие: поливал водой, выслушивал разговоры о когтях, тиграх, страшных сквозняках. Устав от ее капризов, Маленький принц решил странствовать с перелетными птицами. Тогда-то он и познакомился с миром иным, чуждым, иногда нелепым.
Это был мир взрослых, у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извращены, обращены в пустоту. Эти взрослые, так любящие точность и цифры, показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами. На одном из ближайших астероидов жил король: «облаченный в пурпур и горностаи, он восседал на троне, очень простом и все же величественном». Однако это величие было показным, ведь подданных у короля не было. Бедный, измученный одиночеством король весьма обрадовался появлению Маленького принца, но только причина этой радости была нелепа. Король должен был повелевать, и повелевать так, «чтобы ему повиновались беспрекословно». Маленький принц был прекрасным объектом «разумных» приказаний короля. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной», — эти разумные слова короля совершенно расходились с его абсурдными поступками. Чего стоила идея с крысой? Для развлечения король предлагает Маленькому принцу периодически приговаривать крысу к смертной казни. Но так как крыса на этом астероиде была одна, ее надо было каждый раз миловать.
На следующей планете жил честолюбец. Он попросил Маленького принца признать, что он всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Маленький принц искренне удивился, какое удовольствие может принести это бесполезное восхищение: ведь на своей планете честолюбец жил в полном одиночестве.
Не вызвал восхищения Маленького принца и пьяница, пивший для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Серьезный деловой человек со следующей по счету планеты получал удовольствие от пересчета звезд. При этом деловой человек вполне серьезно утверждал, что распоряжается всеми пересчитанными им звездными светилами: «пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумагу в ящик и запираю его на ключ». На пятой планете жил честный фонарщик, который сам себе усложнил жизнь, четко следуя предписаниям уговора каждый день зажигать и гасить фонарь.
Планета с каждым годом вращалась все быстрее и быстрее, а уговор оставался в силе. Маленький принц пожалел фонарщика, на планете которого можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз. И только географ хоть немного помог: он указал Маленькому принцу путь на Землю. Огромную планету населяли сотни королей, тысячи географов, фонарщиков, пьяниц, дельцов, честолюбцев. Только на Земле Маленький принц нашел настоящего друга Лиса, открывшего тайну: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эта тайна заставила Маленького принца по-иному посмотреть на свою маленькую планету. Он понял, что роза ему дорога, как и прежде. Он захотел вернуться домой, в окружение родных вулканов, зловредных баобабов (интересно, в его отсутствие не разорвали ли планету на клочки корни баобабов?). Ему снова захотелось заботиться о розе, ведь он был в ответе за того, кого приручил.
Ни чужое восхищение, ни владение вещами, ни бессмысленная работа, ни беспробудное пьянство не способны заменить настоящей дружбы, любви, заботы о родных и близких. Маленький принц нашел в себе силы понять это и вернуться на родную планету. Поймем ли когда-нибудь это мы?
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери — это аллегорическая сказка, утверждающая красоту и чистоту человеческих отношений, в которой тонкий лиризм сочетается с горькой сатирой на людские пороки. Это фантастическая сказка для детей и серьезное произведение, наполненное философским смыслом, для взрослых.
На страницах сказки мы встречаемся с Маленьким принцем — любознательным мальчиком, который путешествует по планетам. Антуан де Сент-Экзюпери не случайно сделал главным героем своего произведения ребенка. Он считал, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Кроме того, такой персонаж высказывает свои суждения и дает оценку увиденному с детской непосредственностью, а это, в свою очередь, предоставляет автору возможность в завуалированной форме указать взрослым читателям: что-то в вашем мире не так, не правильно, а поняв, что именно, вы должны постараться исправить это. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что жизнь человека лишь выиграет, если будет подчинена не только «взрослым» законам.
Не случайно герой сказки показан путешествующим от одной планеты к другой, от встречи к встрече (в произведении Экзюпери вообще нет случайностей — все подчинено главной идее). Таким образом автор напоминает нам: жизнь — это постоянное движение. Маленький принц находится в беспрестанном поиске, в движении, хотя и понимает, что «если идти все время вперед, далеко не уйдешь », то есть время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг.
Принц посетил семь планет, в том числе и Землю. И на каждой из планет он встречался с людьми, у которых была своя идефикс: каждая планета и ее житель олицетворяют какое-то желание, переходящее в настоящую манию, — стремление к власти, жажда богатства, славы, пристрастие к алкоголю. Все эти черты, присущие жителям диковинных планет и выставленные в комичном, странном свете, на самом деле являются характерными для многих жителей Земли. К сожалению, и властолюбие, и честолюбие, и жажда денег и наживы, и пьянство, и ограниченность присущи многим нашим современникам. Стоит только внимательно оглянуться по сторонам, и вы наверняка увидите массу «поистине полновластных монархов», которые не знают и знать не хотят «никаких пределов и ограничений». Маленький принц решил, что властолюбие бессмысленно, и с этим трудно не согласиться. Вокруг нас живут и много тщеславных людей, подобных тому честолюбцу, которого Маленький принц встретил на второй планете. Такие люди уверены, что они «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», поэтому все просто обязаны ими восхищаться. Эти «люди глухи ко всему, кроме похвал», и Маленький принц опять прав: честолюбие без всяких на то оснований — бессмысленно. Пьяницы, которые пьют, чтобы забыть, что им совестно пить, к огромному сожалению, тоже не редкость среди людей, как и деловые люди, которые так заняты, что им некогда голову поднять.
Мальчик удивляется, встретив бизнесмена, бесконечно считающего «принадлежащие ему» звезды, или фонарщика, включающего и выключающего свой фонарь каждую минуту и не имеющего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). Не может он понять и старого географа, который пишет огромные книги по рассказам путешественников, хотя сам не знает, что находится на его небольшой планете. А все потому, что он никуда не выходит, так как «слишком важная личность, чтобы шататься по свету». Все эти люди очень разные, однако есть нечто общее, что объединяет их: «Эти взрослые — все-таки очень странные люди».
Последней планетой, которую посетил Маленький принц, была Земля. Более чем странные существа, по мнению принца, населяют и эту планету. Их жизнь не имеет смысла в системе нравственных координат героя. Они гордятся тем, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать счастья никому, они и сами несчастливы. Многочисленные реки и озера не могут утолить жажду этих людей, потому что сами они не понимают ценности одного-единственного глотка воды. Они стремятся экономить свое время, покупая таблетки, утоляющие жажду.
При этом они впустую тратят это же время в бесполезной суете и устремлении то на север, то на юг. В них окончательно погибла прекрасная и одаренная личность, которая живет в детях, их взгляд утратил чистоту и непосредственность. Вывод Маленького принца мрачен: холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям, и потому ему нечего делать среди людей. Но перед тем как исчезнуть, Маленький принц все же помог одному человеку (летчику) острее и внимательнее посмотреть на жизнь и по-настоящему оценить ее. Благодаря встрече в пустыне летчик вернулся к своим товарищам другим человеком: понявшим, как надо дружить, что надо ценить, чего опасаться, то есть более мудрым и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Нужно сказать, автор не случайно выбрал местом встречи летчика со своим «спасителем» пустыню: именно в пустыне, вдали от мирской суеты, пророки и пустынники обретали великие истины. Именно в пустыне наедине с самим собой летчик тоже познал истину.
Таким образом, в «Маленьком принце» автор мастерски использовал подтекст и сумел в аллегорической сказке напомнить человечеству о главных ценностях. Эти ценности — умение видеть и ценить красоту окружающей природы, которая нуждается в заботе и бережном отношении; прелесть честных и открытых человеческих отношений, основой которых должна быть правда, искренность и душевность; красота бескорыстной дружбы, которая не зависит ни от денег, ни от мелочных личных интересов; забота о близких. Сказка о Маленьком принце возрождает в сердце читателя веру в то, что в каждом человеке есть нечто прекрасное, и воспитывает в каждом из нас стремление к красоте, чистоте мыслей и поступков, к тому, чтобы мы среди повседневных забот всегда находили место для щедрости души и чувства ответственности «за всех, кого приручили».