Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«Надо было обладать безгра­ничной гордостью, чтобы с кан­далами на руках и ногах высоко держать голову».

А. И. Герцен

Произведения ранней гражданской лирики Лермон­това основаны на традициях русской вольнолюбивой по­эзии. Поэт широко использует ее лексику («тиран», «раб­ство», «цепи», «отчизна», «сыны славян», «вольность»), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Напри­мер, в стихотворении «Новгород» и в поэме «Последний сын вольности» Лермонтов представляет древний город как символ «народной вольности». Поэт осуждает рабст­во и угнетение и превозносит бескомпромиссное выпол­нение гражданского долга. Эта позиция наиболее ярко выражена в стихотворениях «Три ночи я провел без сна в тоске…», «О, полно извинять разврат!..».

Ты пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни;

Боясь лишь вечного суда

И чуждый на земле боязни,

Ты пел, и в этом есть краю

Один, кто понял песнь твою.

(«О, полно извинять разврат!..»)

В стихотворении «30 июля. — (Париж). 1830 года» Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении «Предсказание».

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

К гражданской лирике Лермонтова относятся так­же патриотические стихотворения об Отечественной войне «Два великана», «Поле Бородина» и сатиричес­кие стихотворения «Булевар», «Пир Асмодея», «При­мите дивное посланье…».

Основным философским мотивом, лежащим в осно­ве гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворени­ях «Поэт», «Не верь себе», «Дума».

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

(«Дума»)

В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байро­на с его осуждением фальши светского общества и ли­цемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема «одиночества в толпе» в стихотворении «Русская мелодия».

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой,

И бескорыстный, и свободный!..

Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма «Маскарад» и стихотворения «Как часто, пест­рою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…». В последнем стихотворении от­рицание светского образа жизни постепенно перерас­тает в разочарование жизнью вообще.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка…

В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в «золотое будущее» человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и меч­тал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве — и свободе личности. В заклю­чительных строках стихотворения «На жизнь наде­яться страшась…» поэт рисует образы новой жизни, новых людей:

Не будут проклинать они;

Меж них ни злата, ни честей

Не будет. Станут течь их дни,

Невинные, как дни детей;

Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,

И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют!..

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.