ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«Надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову».
А. И. Герцен
Произведения ранней гражданской лирики Лермонтова основаны на традициях русской вольнолюбивой поэзии. Поэт широко использует ее лексику («тиран», «рабство», «цепи», «отчизна», «сыны славян», «вольность»), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Например, в стихотворении «Новгород» и в поэме «Последний сын вольности» Лермонтов представляет древний город как символ «народной вольности». Поэт осуждает рабство и угнетение и превозносит бескомпромиссное выполнение гражданского долга. Эта позиция наиболее ярко выражена в стихотворениях «Три ночи я провел без сна в тоске…», «О, полно извинять разврат!..».
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни;
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.
(«О, полно извинять разврат!..»)
В стихотворении «30 июля. — (Париж). 1830 года» Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении «Предсказание».
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет…
К гражданской лирике Лермонтова относятся также патриотические стихотворения об Отечественной войне «Два великана», «Поле Бородина» и сатирические стихотворения «Булевар», «Пир Асмодея», «Примите дивное посланье…».
Основным философским мотивом, лежащим в основе гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворениях «Поэт», «Не верь себе», «Дума».
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
(«Дума»)
В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байрона с его осуждением фальши светского общества и лицемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема «одиночества в толпе» в стихотворении «Русская мелодия».
Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой,
И бескорыстный, и свободный!..
Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма «Маскарад» и стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…». В последнем стихотворении отрицание светского образа жизни постепенно перерастает в разочарование жизнью вообще.
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем
вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в «золотое будущее» человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и мечтал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве — и свободе личности. В заключительных строках стихотворения «На жизнь надеяться страшась…» поэт рисует образы новой жизни, новых людей:
Не будут проклинать они;
Меж них ни злата, ни честей
Не будет. Станут течь их дни,
Невинные, как дни детей;
Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют!..