ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«…Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…»
В. Г. Белинский
В скорбные дни прощания с национальным гением — Александром Сергеевичем Пушкиным — Россия узнала имя М. Ю. Лермонтова. Его гневное и обличительное стихотворение «Смерть Поэта» потрясло и взволновало общественность, которая увидела в Лермонтове преемника погибшего поэта.
М. Ю. Лермонтов вошел с русскую литературу в облике одного из своих героев — «лишнего» и «странного» человека. «Отстранёнными» явились в его творчестве такие устоявшиеся незыблемые чувства, как любовь к родине, женщине, человеку и миру вообще. Может возникнуть ощущение, что поэт не имел идеалов, но это не так.
Сложность в том, что идеалы Лермонтова нельзя свести в конкретную идеологию, хотя во все времена это пытались делать. То его сравнивали с Прометеем, то провозглашали певцом индивидуализма, «внеземных откровений» или «божественной гармонии», то видели в нем «гордого врага неба». Герцен в 1851 году в брошюре «О развитии революционных идей в России» причислял Лермонтова к своему поколению, которое переходило от идей прогресса к злобным и гордым мыслям. Да, гордость — отличительная черта характера Лермонтова, но не только. Гордость — это его позиция противостояния ценностям реакционного мира, позиция выразителя дум и настроений последекабристской и послепушкинской поры.
В произведениях Лермонтова отразился кризис дворянской революционности, наступление реакции и политического гнета. Но свободную мысль Лермонтова ничем нельзя было сковать, поэтому поэзия стала для него выражением высоких дум, душевных терзаний и напряженной мысли.
Иллюстрацией этим словам служит стихотворению «Дума», написанное в конце 1830-х годов, когда идеалы декабристов были уже попраны и преданы даже передовыми людьми того времени.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Это стихотворение — откровенный разговор с самим собой, признание своего несовершенства. В нем Лермонтов не только выступает против невыносимого духовного давления официальной идеологии, указывает на «ошибки отцов» — печальный опыт декабристов, но и выражает отчаяние от невозможности противостоять пошлости обыденного существования. Он понимает, что и его будущее «иль пусто, иль темно».
Творчество Лермонтова восходит к раннему Пушкину периода южной ссылки, а также к поэзии декабристов. Но у декабристов была политическая и социальная программа, в то время как лермонтовский романтический экстремизм не имел социальной окраски. В стихотворении «Предсказание» (1830) нет идиллических картин социального блаженства. Вместо них — пророческие слова о разрушении, хаосе, нечеловеческих страданиях в будущем России:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Стихотворение это выражает настроение отчаяния и безнадежности, которым пронизаны почти все произведения Лермонтова. Чувство жгучего оскорбления, горький и горячий лиризм обиды составляют творческий пафос Лермонтова, трагическую и бунтарскую направленность его творчества.
Белинский с удивительной точностью почувствовал и понял идеологию творчества Лермонтова. Он писал в 1840 году: «Нигде нет пушкинского разгула жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».