КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА?
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» противопоставляются две идеологии, два мира, два века — «век нынешний» и «век минувший». Прогрессивные взгляды и убеждения молодого дворянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. События пьесы развиваются в доме крепостника Фамусова, в котором собрался весь «свет» московского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, отличающиеся в каких-то отдельных чертах характера и манерах, но объединенные общими крепостническими взглядами на жизнь. Фамусов, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских и многие другие — все они ярые приверженцы старого мира, старых порядков, старой идеологии.
Большинство гостей Фамусова относятся к старшему поколению и потому считают себя вправе навязывать свои убеждения молодым. Чацкий же решительно не согласен с этим, так как не видит в нравах и образе жизни московского дворянства примера для подражания.
Однако, помимо представителей «века минувшего», в комедии присутствуют и герои, принадлежащие по возрасту к молодому поколению, но, тем не менее, придерживающиеся взглядов и традиций «стариков». Одним из таких героев является Молчалин. Он — ровесник Чацкого. И тем резче контраст между ними.
«Вот он, на цыпочках и не богат словами», — такую характеристику дает Молчалину Чацкий. Этот молодой человек беден и безроден, но стремится добиться в обществе «степеней известных». Благодаря помощи Фамусова, он попал в его окружение и теперь его главная цель — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, пробиться «в люди». А это возможно только при соблюдении важного правила, которое внушил Молчалину еще его отец: «Угождать всем людям без изъятья». И молодой человек неукоснительно соблюдает это правило, что, конечно же, дает свои результаты: он получает чин асессора, дающий право на потомственное дворянство. Кроме того, Фамусов сделал его своим секретарем. Молчалин ласков и приветлив со всеми гостями Фамусова, благодаря чему считается приятным и любезным молодым человеком, в отличие от Чацкого, который вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и «вольнодумством».
Молчалин ни с кем и никогда не вступает в споры, он любит легкую жизнь, жизнь без забот и тревог, и искренне считает, что все должны стремиться к той же цели. Потому он предлагает Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»
Но Чацкий не желает в угоду обществу поступаться своими принципами. Он получил достойное образование, «славно пишет и переводит» и совершенно равнодушен к военной карьере: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он, указывая на то, что не намерен угождать начальству. Герой Грибоедова — самостоятельный человек, обладающий высоким чувством собственного достоинства. Для него совершенно неприемлема позиция Молчалина: «Ведь надобно ж зависеть от других». Никогда он не согласится принять и понять отказ от собственной позиции, от собственной точки зрения. Молчалин же не смеет высказывать свои мысли ни по какому вопросу, заявляя: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Но не только жизненная позиция и отношение к карьере и Старшим различают этих молодых людей. В комедии Грибоедова они выступают соперниками в любви. И тут мы видим, насколько разными оказываются их чувства. Если Чацкий любит Софью искренне и открыто, то для Молчалина любовь — лишь одно из средств продвижения по служебной лестнице: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…»
Почему же Софья не смогла разобраться в истинной натуре своего возлюбленного? Почему лицемерного, трусливого, двуличного Молчалина считает внимательным и послушным человеком, уверена, что «Молчалин за других себя забыть готов»? Она обижена тем, что Чацкий, уехав в путешествие, ни разу даже не написал ей? Конечно! Но основная причина — в искусной маскировке Молчалина, в годами выработанной привычке и способности приспосабливаться к любым обстоятельствам и людям. Такой тип людей оказался очень живучим, он всегда находит свою нишу в обществе, причем всегда — с выгодой для себя.
Ведь Молчалин вовсе не одинок в комедии. Он вырос на определенных примерах в обществе, о чем сам с восторгом рассказывает: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья» или: «Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные». Такие люди вызывают особенное уважение Молчалина, потому что имеют много друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, они богаты, имеют «теплое» местечко и ведут веселую, праздную жизнь в постоянных балах, приемах, развлечениях.
«Молчалины блаженствуют на свете», — делает вывод Чацкий. И он во многом прав. Такие люди, подобно амебам, могут менять свою форму, взгляды, мысли в мгновение ока. Они никогда не возражают, всегда со всем соглашаются, всегда готовы услужить: «Там моську вовремя погладит. Тут впору карточку вотрет». И в любое время найдутся люди, нуждающиеся в подобном подхалимстве, низкопоклонстве. Молчалины обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Их всегда предпочитают «иметь под рукой» высокопоставленные особы. Вспомним дядю Фамусова, который падал для увеселения «их величества». «За то, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович».
Да, Молчалины достигали и достигают многого. Но, на мой взгляд, они глубоко несчастные люди — ведь обкрадывают сами себя, свои помыслы, чувства, желания убивают в угоду материальному благополучию. Их жизнь на самом деле пуста и бессмысленна. И каждый образованный, умный человек это понимает и никогда не захочет ради собственного благополучия погубить свою душу, как не захотел погубить ее Чацкий.
К счастью, мир постоянно меняется и движется вперед. Возможно, и сейчас еще существуют Молчалины. Возможно даже, они находят свое место в этой жизни и добиваются мелких целей. Но мне кажется, что в современном обществе гораздо больше ценятся люди, подобные Чацкому. Люди, которые мыслят и чувствуют, стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуществляют ее. Они видят свое счастье в активной деятельности, в высоких идеях, в светлой мечте. И они наполняют счастьем и смыслом жизнь всех окружающих. Может быть, существенную роль здесь играет наше нестабильное, насыщенное противоречиями и переменами время. Ведь почему герой Грибоедова стал неким «героем своего времени»? Потому что он жил в эпоху великих перемен, в годы революционных свершений, в годы смены одного режима другим. В такие времена всегда нужны люди, способные открыть обществу глаза на правду, способные положить начало новой жизни. Когда в стране нарастает недовольство существующими порядками, нужен человек, готовый выразить это недовольство и обладающий достаточным умом, силой характера и верой в свои убеждения, чтобы быть услышанным.