Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»
В поэме, написанной в 1925 г., подводится своеобразный итог пути поэта и страны. Две линии — лирическая и эпическая — переплетаются, образуя сложную картину жизни. Лирическое в поэме связано с историей юношеской любви лирического героя к «девушке в белой накидке» — дочери помещика Анне Снегиной. Нежные, мягкие, пронизанные легкой горечью строки повествуют о чувстве юноши и полученном им отказе. Лирическая тональность проявляется не только в истории любви. Ею пронизаны даже сцены социального плана. После революции Анна Снегина оказывается в изгнании, в эмиграции. Она чувствует тоску по родине, которая сливается с тоской по умершей любви.
Эпический план поэмы образуют события дореволюционные — Первая мировая война, Февральская революция, классовая борьба в деревне. Эти события характеризуются Есениным как закономерные в истории страны. Поэт приезжает в деревню в промежуток между Февральской и Октябрьской революциями. Но в его воспоминаниях встает война, которую он считает ненужной, истребляющей людей за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает однозначную оценку войне:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.
Герой ощущает прежде всего античеловеческую сущность войны, в которой люди — просто игрушки политиков. Ничего не изменилось и после Февральской революции. Поэт возмущается псевдопатриотами, призывавшими к войне «до конца», «до победы», но отсиживавшимися в тылу.
Есенин реально смотрит на революцию, он не идеализирует крестьян, не подгоняет их под схематичный образ «революционного народа». Раздоры и столкновения между радовцами и криушанами вызваны завистью бедных к более удачливым, зажиточным мужикам. Желание получить земли помещицы Сне- гиной обусловливает их революционную активность. Причем необходимо отметить, что Есенин уловил психологический облик революционных «активистов» типа брата Прона Оглоблина. Пьяница, трус, лентяй, но умеющий говорить и где надо поплакать или ввернуть о Своих былых, часто мифических, заслугах, становится во главе сельсовета. С неприязнью поэт говорит:
Такие всегда на примете.
Живут, не мозоля рук.
И вот он, конечно, в Совете,
Медали запрятал в сундук.
Не намного, если подходить объективно, лучше и сам Прон Оглоблин, которого поэт характеризует словами старой мельничихи:
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
Криушане с Оглоблиными и есть силы революции в деревне.
О том, что происходило после революции, поэт узнает из письма мельника. Здесь достаточно красноречивы слова: «мы живем не в раю». В эпическое повествование постоянно вплетается лирическая нота, в социальную жизнь — жизнь частная. Все произведение — это лироэпическая поэма о человеке, Родине, революции.
Дополнительная литература.
Базанов В.Г. Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника: В 2 ч. М., 1969-1970.
Вельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.
Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. М., 1973.
Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., 1979.
Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.