ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР
Мусоргский принадлежит к числу тех художников, имя которых не меркнет в веках. Однако путь его творчества к признанию был долгим и сложным: короткая прижизненная вспышка живого интереса и приятия, десятилетия забвения после смерти композитора, а потом внезапная громкая зарубежная слава на рубеже веков, когда оперы Мусоргского появились в редакции Н, А. Римского-Корсакова. Она способствовала пониманию своеобразного стиля Мусоргского и быстрому распространению его творчества. Далее — реставрация подлинного Мусоргского и длящийся доныне «спор» о художественных достоинствах, преимуществах той или иной редакторской версии опер Мусоргского, о праве на жизнь его авторских версий. «Спор», который решается в живой сценической практике, в котором участвуют оперные театры разных стран мира и в котором все увереннее заявляет о себе голос самого Мусоргского. Модест Петрович поставил много задач перед музыкантами последующих поколений. Ведь из пяти его опер им самим завершена лишь одна — «Борис Годунов».
Окидывая взглядом жизнь и творчество Мусоргского на протяжении десятилетий, я ясно прослеживаю его динамику: еще полвека назад можно было легко «охватить» круг стран и городов, проявляющих внимание к оперному наследию великого композитора. Сегодня это вряд ли возможно. Интерес к Мусоргскому неуклонно растет. Его творчество известно на всех континентах, его оперы ставятся на сценах «музыкальных столиц» мира.
«К новым берегам пока еще безбрежного искусства!» Этот девиз Мусоргского реализуется усилиями многих композиторов современности. Без свершений Мусоргского трудно представить себе развитие современного музыкального мышления в целом, развитие разных жанров музыкального искусства.
Завтра на выпускном экзамене в музыкальной школе я буду исполнять произведение Мусоргского — «Детская».