ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ А. ФЕТА
Лирическая поэзия А. Фета является, можно твердо сказать, эталоном данного жанра. Поэт рисует неповторимые по своей яркости и жизненности картины прекрасного весеннего чувства.
Любовь, о которой пишет Фет, предстает перед нами в различных формах и обстоятельствах. Это могут быть колдовские гадания, пронизанные ожиданием чувства, суеверным страхом перед неизвестностью и — надеждой. Это могут быть признания — неизменно пылкие и прекрасные, — независимо от того когда было написано стихотворение и какое настроение несло. Наконец, это может быть изложение собственных любовных переживаний. И здесь оттенков множество, тысячи красивых слов, огромное разнообразие волшебных поэтичных образов.
Восхищение любовью свойственно каждому человеку. Поэт же отличается большей остротой восприятия разного рода эмоциональных оттенков. Более того, он способен облечь свои ощущения в словесную форму, с помощью созвучий, ритма и рифм сделав их доступными для понимания другими людьми. Талант поэта как раз и заключается в том, чтобы читатель мог максимально остро почувствовать переживание, которое было скрыто в стихотворных строчках.
Поэзия Фета выделяется в первую очередь своей певучестью. В ней как бы заранее заложена некая мелодия, которую слышит каждый:
Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету, —
Хотя на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.
Пользуясь своим поэтическим даром, Фет выстраивал слова в яркие, сочные конструкции, которые не только хотелось петь, но которые поражали каждое сердце своей жизненной энергией. В них, казалось, была заключена сила самой природы, дарующей человеку возможность любить и восхищаться.
Лиричность и теплота стихотворений Фета поразительным образом контрастировала с некоей холодностью и даже жесткостью поэта в повседневной жизни. Нелегкая судьба сделала его таким, но творчество изувечить не смогла — Фет остался тонким лириком в самом полном смысле этого слова.
Любовь — это всегда особая история. Автор вправе решать — рассказывать ее целиком или некими мимолетными мазками создать набросок, который может и не показать всех тонкостей, зато поразит глубиной передачи настроения. У Фета есть и те, и другие поэтические варианты.
Безусловным шедевром короткого «эскизного» стиха является произведение, написанное в 1850 году. Многие исследователи считают его эталоном творчества Фета:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение примечательно тем, что написано без глаголов. Отсутствие элемента действия создает особую атмосферу — читатель как бы оказывается участником события и мысленно отмечает его. Ход времени, занимающий всю ночь, здесь сжат в несколько строчек. Это неудивительно, поскольку влюбленные не следят за временем, а живут растянутым до бесконечности настоящим моментом.
Любовное свидание в этом стихотворении окутано каким-то таинственным полумраком. Однако можно догадаться, что в этом воздушнейшем стихотворении скрыты и радость жизни, и огонь страсти, что это один из тех случаев, когда поэт не раскрывает перед читателем сути, а дает возможность, глядя сквозь вуаль тайны, домыслить происходящее от самого себя, а значит, еще более проникнуться чарами стиха.
Доверительное отношение, близость к читателю — вообще очень характерная черта творчества поэта. Такой подход позволяет наиболее эффективно завоевать аудиторию. Стихи Фета проникают в самую душу каждого, кто решил с ними ознакомиться.
Любовь у Фета многолика и разнообразна. Она в каждом новом творении раскрывает перед нами какие-то новые грани. И каждый новый лик любви соответствует какому-то новому образу — иногда человеческому. Но порой любовь меняется, превращается и становится то огненным змеем, по ночам прилетающим к одинокой вдове, то вампиром, целующим в шею юную красавицу, то пчелой, снующей меж цветочных лепестков. Многогранность любви подчеркивается огромным количеством образов и описаний, придуманных для нее Фетом.
Если рассмотреть внимательнее те облики, которые принимает это чувство в изображении поэта, то можно выделить некоторые более или менее постоянные.
Таковым является соловей — романтический певец весенних ночей, неотъемлемый спутник поздних свиданий и прогулок. Невозможно представить себе теплую майскую ночь без соловьиного пения. Оно символизирует душевное настроение влюбленного, его восторг и упоение, которые действительно напоминают собой прекраснейшую из песен.
Роза — это классический символ любви. Роскошный ароматный цветок во все времена был желанным подарком и бессловесным признанием в испытываемых чувствах. Роза изображается Фетом многократно и в разных стихах.
Настоящим гимном любви является небольшая поэма А. Фета «Соловей и роза». Она содержит не просто диалог влюбленных, в ней переданы чувства двух символов любви. Соловьиная песня и красота розы соединяются в настоящую феерию чувств, звучащую и проникающую в сердце читателя. Мы видим, что никакие различия внешнего свойства не могут стать преградой на пути взаимности, что счастье возможно для всех влюбленных. «Соловей и роза» как бы дает понять, что влюбленным благоволит само провидение.
Чтобы подчеркнуть силу любви своих героев, многие авторы прибегают к изображению различных невзгод, напастей, подвергают их чувства испытаниям и ударам. «Соловей и роза» отличается тем, что его персонажи не нуждаются в проверке своих чувств. Они просто счастливы, они восхищены друг другом и полны любви. А потому автор не считает нужным ничего доказывать — он радуется жизни вместе с розой и соловьем:
И во сне только любит и любит,
И от счастья плачет и спит!
Эти песни она приголубит,
Если эхо о них промолчит.
Неизменным спутником любви и еще одним ее символом является луна. Лунный свет наполняет ночь волшебством, превращая самые обыкновенные предметы в нечто таинственное. Это свойство присуще и страсти, любви, которая при всей своей обыкновенности все-таки приходит неизвестно откуда и заставляет смотреть на жизнь совершенно по-другому. Луна символизирует собой таинственность, непостижимость любви, ее мистическое начало. Поэтому все стихи поэта, в которых присутствует образ луны, пронизаны особой атмосферой, дыханием тайны.
Пчела, которая также изображена в качестве образа любви, символизирует постоянство, животворную силу чувства. Поэт с помощью этого образа показывает способность любви связывать между собой самых разных людей.
Наконец, следует сказать о самом важном образе в поэтическом арсенале А. Фета. Самым распространенным и ярким символом любви является весна. Это время года обладает непередаваемым обаянием пробуждения, порыва, буйства соков и красок. Весна, уступая в яркости лету, намного превосходит его в свежести и жизнелюбии. Летом природа уже озабочена тем, что скоро осень и надо подумать о накоплении сил для нового пробуждения в следующем году. А весна еще избавлена от перспективы скорого старения. Поэтому именно это время года несет в себе самый мощный заряд любви.
Всю свою жизнь А. Фет будет воспевать весну, тем самым вознося новую хвалу любви. Переплетая между собой разнообразные символы и добавляя к ним новые, поэт творил свои песни во славу любви. Он посвятил себя служению ей, и именно таким знаем его мы.
Порой интерпретации любви в творчестве Фета были очень необычны. Примером такого отношения к чувству служит поэма «Саконтала». Это история индийской царицы, которую обожал народ, и брамина, который выражал свою любовь к владычице подношениями, каждое из которых было наиболее уместным в данный момент.
В минуты всеобщего ликования он напомнил Саконтале о ее детстве простыми цветами и мхом, принесенными в корзине из лозы. И этот дар оказался дороже, чем елей и драгоценные камни, потому что пробуждал настоящие чувства и не был простым ответом на щедрость.
Когда Индия подверглась нападению, брамин снова принес царице дар. На сей раз это был прекрасный камень, символизирующий постоянство и верность. И снова подарок оказался как нельзя более к месту.
В самую же лихую годину брамин вновь собрал самые прекрасные цветы своей долины и собрался к Саконтале. Но на этот раз он уже не скрывал истинного мотива поступка:
Перед смертью я должен
Правых победу и лик царицы кроткой увидеть.
Но оказалось, что царица уже умерла, ее сердце не выдержало творящихся в стране бедствий. И брамин, вознеся молитву Брахме, умирает, чтобы быть рядом с духом Саконталы.
За красивой легендой кроется ничуть не менее прекрасный смысл. Автор показывает, что любовь может быть незаметной и скромной, что главное достоинство возлюбленного не в яркости и дороговизне подарка. Главное в том, чтобы он был к месту и ко времени, приносил еще больше радости в моменты веселья и мог утешить в минуты горя.
Перу Фета принадлежит большое количество стихотворений, написанных в античной стилистике. Многие из них посвящены любви, и здесь перед читателем раскрывается новый облик этого чувства. Благодаря особому ритму и образам мы словно переносимся в неспешную и величественную пору Древних Эллады и Рима, видим воспевание любви тех времен — неторопливой, возвышенной, как бы скрытой в белом мраморе скульптур работы гениальных мастеров:
Где недоступная дева, моих помышлений царица?
В мраморах Фидий своих равной не зрел никогда,
Я же сходного с ней не знал созданья — и что же?
Тирсу покорный, и ей клялся пожертвовать я.
Многоликость и образность любви воспевались Фетом до конца жизни. Уже будучи стариком, он продолжал создавать стихи, пронизанные неослабевающем жизнелюбием.
Еще одна любовь, воспетая поэтом, — это любовь к жизни. Она присутствует абсолютно во всех стихах, даже в тех, которые посвящены смерти или душевным неурядицам. Рационалист в жизни, Фет в своем творчестве выражал восхищение самой возможностью существовать, видеть окружающий мир, и быть певцом. Вопреки своей не самой легкой судьбе, поэт мог находить источники щедрого душевного света и изливать их на бумагу.
У молодого Фета жизнелюбие бьет ключом. Оно не просто присутствует в стихах, оно заставляет их кипеть. Поэт любит этот мир в каждом его проявлении, в каждой мелочи:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен
И реки блестят извивы.
Широко раскрытыми глазами Фет смотрит вокруг — и восхищается. С возрастом изменятся только способы выражения его эмоционального отношения к жизни. До конца жизни оптимизм не покинет поэта.
Любовь к женщине, природе и жизни — это фундамент, опора творчества А. Фета. Но он еще и просто любил людей. И посвящал им прекрасные поэтические строки. Мы видим посвящение Льву Толстому и Ф. Тютчеву, А. Л. Бржеской и А. Майкову. В разное время они были его друзьями, близкими людьми, они помогали Фету жить. Стихи, посвященные им, столь же прекрасны, как и прочие произведения поэта. Вот строки из послания-посвящения А. Л. Бржеской — давнему и близкому другу Фета, одной из самых дорогих ему женщин:
Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
Любовь стала неисчерпаемым источником вдохновения не только для А. Фета. Но в его стихотворениях любовь воспета на долгие времена. Восхищаться ими будут до тех пор, пока на свете существует прекраснейшее из чувств.