НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РУССКАЯ ИДЕЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Роман Ф. М. Достоевского, несмотря на всю свою мрачность, очень ярко и светло характеризует ту самую «русскую идею», которую множество людей искало раньше и ищут по сей день. А она упорно не дается в руки и прячется даже от самых рьяных своих преследователей. Вот и у Достоевского она не лежит на поверхности, а находится где-то между строк. Для того чтобы попытаться хоть немного приоткрыть над ней завесу, надо приглядеться к тому «русскому», что есть в «Преступлении и наказании».
Вот это очень даже узнаваемо. Начиная от городских пейзажей и заканчивая людскими разговорами. Санкт-Петербург «Преступления и наказания» — этот грязный, неухоженный, душный город — тем не менее близок каждому читателю, потому что сквозь мерзость и нечистоты все-таки проглядывает что-то свое, родное. В одном месте мы читаем: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». И в то же время в другом месте встречаем: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». Вот он, символизм, которым пронизан роман. Несмотря на то, что грязь заполнила этот мир, на то, что улицы посыпаны пылью и терзают обоняние вонью, над всем возвышается блеск собора, как образ величия и незапятнанности. Россия во все времена укрывала свой истинный светлый лик под маску неустроенности и неблагополучия. Всегда здесь царил разгул стоящих у власти глупцов, воровство и разгильдяйство. Но превыше их оставалась готовность отдать ближнему последнюю рубаху, а крепкую руку помощи протянуть даже за море.
Именно в такой России живут герои «Преступления и наказания». И они так же парадоксальны неподходящи для этой страны. Наверное, парадоксальность человеческого характера — ничуть не менее неотъемлемая черта русского, чем скрытое под напластованиями грязи величие его страны.
Герои «Преступления и наказания» — поголовно люди очень сложных судеб. Каждый из них не на пустых измышлениях знает, что такое быть битым жизнью. Разумеется, это не могло не оставить на них своего следа. Но почти все они, зачастую такие неприглядные снаружи, сияют нам со страниц романа внутренним чистым светом. И Петр Петрович Лужин — это всего-навсего исключение, подтверждающее правило.
Раскольников отвращает от себя лихорадочностью, переходящей в истеричность. Сложно понять его поступки в отношении Сонечки Мармеладовой, сестры, матери. Подлежит осуждению убийство, совершенное им. Однако в ком еще могла бы так тонко преломиться и заблистать извечная русская тяга к чему-то новому в жизни? Где еще можно найти такое желание чувствовать себя человеком, а не расходным материалом истории?! Кто еще может показать эталон гордости, готовности пойти за совершенное даже в Сибирь, но остаться при том самим собою?
Разве не в «блуднице» Сонечке Мармеладовой горит искренняя, пламенная любовь ко всему этому миру и человечеству, каким бы грязным оно ни было, как бы гнусно оно ни относилось к человеку! Сонечка — это воплотившийся в мире людей ангел, который запачкался в грязи, но сохраняет под чернотой мирского существования снежную белизну. Все верно — важнее всего именно внутренняя чистота человека. И если не запятнать ее по своей воле, то более никто не сможет внести грязь в этот заповедник духа.
Авдотья Романовна тоже хранит в себе символ. Символ жертвенности, готовности во имя благополучия родного человека отдать на заклание саму себя. Для того чтобы худо-бедно вытащить из пропасти своего братца, Родиона Романовича, она готова пойти на кабальный брак с Петром Петровичем Лужиным. И эта жертвенность также свойственна русскому человеку и достойна восхищения. Мы читаем роман и испытываем благоговение перед мужеством этой прекрасной девушки.
Через персонажей Достоевский показывает нам все то, что будет жить в России, насколько сложной ни была бы тут обстановка. Разве пропадет бесследно горячая материнская любовь, которая не знает расстояний и чинов? Никогда! И так же вечно будет жить крепкая дружба, такая, чтоб в огонь и воду, чтоб доверять больше, чем самому себе, чтоб до последнего вздоха. Наконец, такая, чтобы могла пережить любые испытания. Чтобы было с нею так, как с дружбой Разумихина к Раскольникову. Наверняка Дмитрию Прокофьичу было нелегко узнать, что его друг Родион — убийца. Но дружба пережила и это испытание. Авдотья Романовна и Дмитрий Прокофьич даже принимают решение переехать в Сибирь, ближе к отбывающему наказание на каторге Раскольникову.
Написанная Достоевским книга показывает нам Россию, ее неотъемлемые черты и наклонности через характеры персонажей. Тем самым они получают особенно яркое оформление и оживают в прямом смысле. Если бы было иначе, то глубина этих зарисовок «русской идеи» была бы куда меньше. И это естественно, потому что голая теория намного слабее той, которая подкреплена примерами и фактами. Тем более, если учесть, что именно люди являются носителями идеи, ее творцами и последователями. Наконец, только человек является неким уникальным кристаллом, пройдя через грани которого, идея, общая для всех, приобретает индивидуальность. А вместе с индивидуальностью — доступность для того, кто хочет идею воспринять. Проще говоря, человек видит способ воплощения идеи в жизнь конкретным путем.
Таким образом, в героях романа «Преступление и наказание» мы находим все те национальные особенности, которые свойственны русскому человеку. Это и постоянная тяга к новым познаниям, и жажда лучшей жизни, и самопожертвование, и любовь, граничащая с преклонением. Это гордость, которую невозможно сломить никакими испытаниями, и бесстрашие. Мы найдем здесь и силу воли, которая может стать человеку опорой совершенно в любом трудном деле. К сожалению, не обязательно добром, как это случилось у Родиона Раскольникова.
Разумеется, нельзя говорить о том, что русскому человеку свойственны только хорошие черты. Это было бы совершенно невозможным. И для отрицательных особенностей у Достоевского тоже находятся свои носители.
Начать следует с тех из них, кто при всей несимпатичности все-таки сохраняет что-то человеческое. Это Свидригайлов и Лебезятников.
Свидригайлов выставляет напоказ презрительное безразличие ко всему и незыблемую уверенность в собственной правоте. Что бы он ни делал, это не подлежит никакому обсуждению. Как в случае с его супругой — Марфой Петровной, которую он избил: «Вы сообразите: я ударил всего только два раза хлыстиком, даже знаков не оказалось». В Свидригайлове воля к достижению цели извращается в преследование Авдотьи Романовны. И помехой в том, чтобы добиться своих гнусных целей, для Аркадия Ивановича становится не револьвер в руке Дунечки, а пресыщенность жизнью. Это сознание того, что пережито уже все, что было возможно, очень сильно влияет на жизнь русского человека. Образно говоря, он сгибается в дугу под бременем житейского опыта. Самоубийство Свидригайлова очень наглядно и недвусмысленно показывает, к чему такая позиция способна привести. Свидригайлов — неприглядная личность, но ведь именно он после смерти Катерины Ивановны Мармеладовой определяет ее детей в приют, а Сонечке практически дарит три тысячи рублей. Быть может, он и вынашивает при этом какие-то свои замыслы, но это оставлено автором без особого внимания. Так что факт доброго поступка можно считать совершившимся.
Второй персонаж — Лебезятников. Это увлекающийся человек. Он настолько жадно хватает все новое, что идет ему в руки, что даже не пытается толком осмыслить желаемую новинку. Русские люди уже немало страдали от своей жажды идти в ногу с окружающим миром. То есть это, конечно, очень хорошее стремление, но ни в коем случае не следует слепо идти на поводу у новшеств. А между тем мы видим это сплошь и рядом. И теория Дарвина — это чуть ли не самое безобидное новаторство, которое русские активно внедряли в жизнь. Причем Лебезятников своей, в общем-то, недальновидностью, почти что глупостью символизирует именно ту необдуманность, которая всегда находится где-то недалеко от потребности следить за модой и идти в ногу с прогрессом.
И, наконец, Петр Петрович Лужин. В нем мы находим ту черту русского общества, которая традиционно считается нерусской. Это холодный рационализм, проповедующий то, что благие поступки можно совершать только тогда, когда это выгодно тебе самому. А если никакой материальной отдачи или улучшения общественного статуса не последует, так и заниматься ерундой нечего. Зато в достижении своей цели не следует себя ограничивать ни на йоту. Здесь допустима любая подлость и все поступки годятся.
На фоне всех прочих героев «Преступления и наказания», которых принято причислять к отрицательным, Лужин смотрится несколько необычно. Пожалуй, он чересчур лишен нормальных человеческих черт. Он вызывает антипатию практически каждым своим словом и поступком. Даже его манера одеваться читателю неприятна.
Можно попытаться объяснить это тем, что Лужин символизирует государство. Ведь это черта именно страны — достижение своих целей любой ценой, полное отсутствие бескорыстия, совершенное пренебрежение к судьбе человека. И тогда Лужин становится понятным, и пропадает омерзение к нему.
Ведь, несмотря на замечательные и привлекательные черты, у России, как и у всякого государства, тоже вполне хищнический нрав и неприятные повадки. Но здесь, на державном уровне, это нормально, потому что до сих пор страны живут между собой по закону джунглей. То есть тут нет места бескорыстию, любить ближнего можно только в том случае, если он слабее и зависит от тебя, а любую помеху жизненно необходимо втаптывать в грязь.
Петр Петрович Лужин — это общий случай государства. Это набор характерных черт любой страны земного шара. Русская же идея противостоит ему по ходу всего романа и побеждает. А это значит, что Достоевский верил в то, что русский — это куда больше, чем Россия, что именно человек делает государство, а не наоборот. Ту же самую мысль он надеялся разбудить в каждом, кто заглянет под обложку «Преступления и наказания».
А закончив читать и осмыслив, мы обязательно обратим внимание на одну из фраз эпилога, которой Ф. М. Достоевский устами Раскольникова подводит итог своим рассуждениям: «Чем моя мысль была глупей других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так… странною».