Сочинение на тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»

М. Ю. Лермонтов. «Валерик»

М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории це­лого народа». Впервые в русской литературе лиричес­кий герой Лермонтова был поставлен над действитель­ностью, всем своим романтическим обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Не случайно Лермонтов часто прибегает к логическим антитезам («Я или бог, или никто», «мне грустно… потому, что весело тебе»).

Лирический герой Лермонтова глубоко индивидуа­лен и носит автобиографический характер. Исследова­тели творчества поэта назвали его «лермонтовским че­ловеком», гордым, одиноким, «лишним» в окружающем его обществе. Это — поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении «земного» и «небесно­го», о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины и вместе с тем придающий большое зна­чение любви к женщине. Такой образ лирического ге­роя возник в результате объединения в лирике Лер­монтова гражданской, философской и любовной линий («Мы случайно сведены судьбою…», «Не могу на роди­не томиться…», «Ужасная судьба отца и сына…» и очень многие произведения зрелой лирики) и поэтических жанров. Так, в «Думе» совмещены элегия и сатира, в «Смерти Поэта» — сатира, ода и элегия, в «Валери­ке» соединяются жанры стихотворного послания и прозаического военного очерка, а в сатире присутст­вуют лирические отступления («Булевар»).

В результате смешения жанров Лермонтову уда­лось полнее раскрыть образ своего лирического героя без подробного описания окружающей его среды. От­рицательная оценка темных сторон современной рус­ской действительности почти сливается в ранней ли­рике Лермонтова с критикой человеческого рода вооб­ще, так что герой оказывается жертвой не только «идолов света» и страны, где «рабство и цепи», но и уз­ником «земной неволи» и «жребия земного». В стихо­творении «1831-го января» Лермонтов пишет:

Чтоб бытия земного звуки

Не замешались в песнь мою,

Чтоб лучшей жизни на краю

Не вспомнил я людей и муки,

Чтоб я не вспомнил этот свет,

Где носит все печать проклятья,

Где полны ядом все объятья,

Где счастья без обмана нет.

Лирический герой ранней лирики Лермонтова роман­тичен, как и сам молодой поэт. Он наделен байроновскими чертами: у героя «бледное чело», на котором «печать глубоких дум», «пасмурный и недовольный взгляд», его «угасший взор на тучи устремлен», он стоит, «задумчи­вость питая», «близ моря на скале» или на холме, «завер­нут в плащ» и т. п. Иногда Лермонтов говорит о своем ге­рое, как о грандиозной личности, сравнивает его с богом, а его душу — с океаном («Нет, я не Байрон, я другой…»).

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

В своих романтических поэмах Лермонтов выводит героя из обыденной среды. В произведениях поэта изо­бражены могучие, непокорные, безудержные, свободо­любивые герои и их «роковые» поступки. По своему содержанию лермонтовские поэмы не только оторваны от повседневной жизни эпохи, но и принципиально ей противопоставлены. Как правило, действие поэм при­крепляется к экзотической почве (Кавказ, романтичес­кие Испания и Италия) или переносится в древность (русская старина), а иногда и в «космическое простран­ство» (земля, небо). Большое значение в них имеет на­циональный колорит, хоть и условный.

Эти национальные особенности характерны для по­эм, основанных на изображении сильных, мужествен­ных людей и феодальной России («Олег», «Последний сын вольности», «Литвинка», позже — «Боярин Орша»), Но еще важнее роль национального колорита в лермон­товских поэмах, посвященных Кавказу («Демон», «Мцы­ри»), Борьба кавказских народов за свободу, их дикая простота и яркость быта, их близость к природе и сама по себе могучая и величественная природа Кавказа, — все это вдохновляло Лермонтова на создание образа свободолюбивой и гордой личности. Вокруг героя распо­ложены другие действующие лица этих немноголюдных поэм: возлюбленная героя и его противник, иногда со­перник, и один-два второстепенных персонажа.

Отношения между действующими лицами развива­ются у Лермонтова с грозно нарастающим драматичес­ким напряжением и в большинстве случаев приводят к кровавым развязкам. Герои стихов и поэм — бунта­ри и скитальцы, которые если еще не успели стать мстителями, то уже готовы в них превратиться.

Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой;

Высокой мыслью и душой Ты рано одарен природой;

Ты видел зло, и перед злом Ты гордым не поник челом.

(«О, полно извинять разврат!..»)

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.