ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»
М. Ю. Лермонтов. «Валерик»
М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории целого народа». Впервые в русской литературе лирический герой Лермонтова был поставлен над действительностью, всем своим романтическим обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Не случайно Лермонтов часто прибегает к логическим антитезам («Я или бог, или никто», «мне грустно… потому, что весело тебе»).
Лирический герой Лермонтова глубоко индивидуален и носит автобиографический характер. Исследователи творчества поэта назвали его «лермонтовским человеком», гордым, одиноким, «лишним» в окружающем его обществе. Это — поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении «земного» и «небесного», о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины и вместе с тем придающий большое значение любви к женщине. Такой образ лирического героя возник в результате объединения в лирике Лермонтова гражданской, философской и любовной линий («Мы случайно сведены судьбою…», «Не могу на родине томиться…», «Ужасная судьба отца и сына…» и очень многие произведения зрелой лирики) и поэтических жанров. Так, в «Думе» совмещены элегия и сатира, в «Смерти Поэта» — сатира, ода и элегия, в «Валерике» соединяются жанры стихотворного послания и прозаического военного очерка, а в сатире присутствуют лирические отступления («Булевар»).
В результате смешения жанров Лермонтову удалось полнее раскрыть образ своего лирического героя без подробного описания окружающей его среды. Отрицательная оценка темных сторон современной русской действительности почти сливается в ранней лирике Лермонтова с критикой человеческого рода вообще, так что герой оказывается жертвой не только «идолов света» и страны, где «рабство и цепи», но и узником «земной неволи» и «жребия земного». В стихотворении «1831-го января» Лермонтов пишет:
Чтоб бытия земного звуки
Не замешались в песнь мою,
Чтоб лучшей жизни на краю
Не вспомнил я людей и муки,
Чтоб я не вспомнил этот свет,
Где носит все печать проклятья,
Где полны ядом все объятья,
Где счастья без обмана нет.
Лирический герой ранней лирики Лермонтова романтичен, как и сам молодой поэт. Он наделен байроновскими чертами: у героя «бледное чело», на котором «печать глубоких дум», «пасмурный и недовольный взгляд», его «угасший взор на тучи устремлен», он стоит, «задумчивость питая», «близ моря на скале» или на холме, «завернут в плащ» и т. п. Иногда Лермонтов говорит о своем герое, как о грандиозной личности, сравнивает его с богом, а его душу — с океаном («Нет, я не Байрон, я другой…»).
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
В своих романтических поэмах Лермонтов выводит героя из обыденной среды. В произведениях поэта изображены могучие, непокорные, безудержные, свободолюбивые герои и их «роковые» поступки. По своему содержанию лермонтовские поэмы не только оторваны от повседневной жизни эпохи, но и принципиально ей противопоставлены. Как правило, действие поэм прикрепляется к экзотической почве (Кавказ, романтические Испания и Италия) или переносится в древность (русская старина), а иногда и в «космическое пространство» (земля, небо). Большое значение в них имеет национальный колорит, хоть и условный.
Эти национальные особенности характерны для поэм, основанных на изображении сильных, мужественных людей и феодальной России («Олег», «Последний сын вольности», «Литвинка», позже — «Боярин Орша»), Но еще важнее роль национального колорита в лермонтовских поэмах, посвященных Кавказу («Демон», «Мцыри»), Борьба кавказских народов за свободу, их дикая простота и яркость быта, их близость к природе и сама по себе могучая и величественная природа Кавказа, — все это вдохновляло Лермонтова на создание образа свободолюбивой и гордой личности. Вокруг героя расположены другие действующие лица этих немноголюдных поэм: возлюбленная героя и его противник, иногда соперник, и один-два второстепенных персонажа.
Отношения между действующими лицами развиваются у Лермонтова с грозно нарастающим драматическим напряжением и в большинстве случаев приводят к кровавым развязкам. Герои стихов и поэм — бунтари и скитальцы, которые если еще не успели стать мстителями, то уже готовы в них превратиться.
Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой;
Высокой мыслью и душой Ты рано одарен природой;
Ты видел зло, и перед злом Ты гордым не поник челом.
(«О, полно извинять разврат!..»)