ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» навеки вошла в сокровищницу русской классической литературы. Произведение будет актуальным во все времена, во всяком случае, пока будет существовать русская нация. Мастерство писателя проявилось в тонкой наблюдательности, благодаря которой он изобличил нравственные и социальные пороки, охватившие все слои русского общества. Орудием изобличения в руках писателя стал ловкий и пронырливый Хлестаков. Так кто же он, Хлестаков, ловкий мошенник или «санитар» нравственных устоев? Попробуем разобраться.
Внешность Хлестакова ничем не примечательна. Об этом мы узнаем из авторской характеристики персонажей: «это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький». Одет по моде, но особым умом не блещет: «без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Невнимательный, болтливый: «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Автор советует актеру, исполняющему эту роль, показать как можно больше чистосердечия и простоты.
О Хлестакове мы узнаем из уст другого персонажа, слуги Осипа. По авторскому замыслу Осип намного умнее своего барина, а потому предпочитает большей частью молчать. Но именно благодаря Осипу сразу, в один миг, развеиваются читательские сомнения по поводу того, кем на самом деле является Хлестаков. Мелкий чиновник, разбалованный столичною жизнью. Деньги зарабатывать не умеет, но присланное батюшкой тратит мгновенно: «пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак». Хлестаков живет одним днем. Сегодня есть деньги — сегодня есть лучшая еда, одежда, веселые развлечения. Сегодня ему хорошо, а о том, что будет завтра, он думать не хочет. К тому же Хлестаков увлекается азартными играми.
Вот и в этот раз, оказавшись в незнакомом городе без средств к существованию, Хлестаков требует к себе внимания и почитания. Вспомним явление VI, в котором Хлестаков унизительно выпрашивает обед. Его не устраивает, что принесли всего два блюда, что нет соуса. Он искренно удивляется, почему к нему не относятся так же, как и к другим постояльцам. Мысли Хлестакова сосредоточены на одной проблеме: «Ужасно, как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Проблема существует, но решать ее он явно не собирается, довольствуется тем, что дают.
Можно с уверенностью утверждать, что Хлестаков и дальше бы продолжал голодать, если бы группа городских чиновников не приняла его за высокопоставленного гостя из столицы, ревизора. Появление городничего просто обескуражило Хлестакова. Он вспоминает свои прегрешения и боится в этот момент единственного — попасть в тюрьму: «Нет, не хочу! Я знаю, что значит быть на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?» Но вместе с этим не забывает прихватить денежки, предложенные городничим.
Глупость Хлестакова не знает границ, впрочем, и самоуверенность тоже. Он уверен, что полностью заслуживает такого радушного приема: «Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение, уважение и преданность».
Оказавшись в обществе приятных дам, Хлестаков разливается соловьем. Фантазия его не ограничивается только воспеванием своих заслуг, общественной важности своей деятельности, предельной скромности. С Пушкиным он, например, на дружеской ноге. Его несуразный монолог мог впечатлить разве что человека, совершенно далекого от жизненных реалий. Но если бы не было благодарных почитателей лгуна Хлестакова, вряд ли ему удавалось дурачить окружающих столь долгое время!
Авторская характеристика Хлестакова полностью реализуется в репликах и монологах персонажа. Отрывистая речь, бессмысленные фразы: «О! Я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что, в самом деле? Я талант! Я не посмотрю ни на кого…»
В четвертом действии раскрываются новые способности Хлестакова. Он выступает как профессиональный психолог. Конечно же, требуя денег у чиновников, Хлестаков говорит в первую очередь о своих проблемах. Судье Аммосу Федоровичу, вспоминая свои прегрешения, говорит, что суд уже не нужен. Почтмейстера уверяет, что главное в жизни — искренняя, даже незаслуженная, любовь окружающих. Луке Лукичу намекает на некую любовную историю. Артемию Филипповичу предлагает записать свои подозрения на листе бумаги (можно предположить, что и сам Хлестаков не гнушается на службе наушничать). Но во всех случаях Хлестаков интуитивно чувствует, что эти люди торгуют своими тайными пороками, готовы оплатить все свои прегрешения.
Откровения чиновников, радушный прием наконец открывают Хлестакову глаза на истинное положение вещей: «Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье!» Глупость и жадность Хлестакова безграничны. Пересчитывая «заработанное», он принимает решение написать обо всех своих злоключениях знакомому журналисту. И только слуга Осип реально оценивает ситуацию, предлагая барину тотчас же покинуть гостеприимных хозяев.
Но приключения Хлестакова продолжаются. На поклон к защитнику интересов и прав обиженных, каким предстает в их воображении Хлестаков, начинают приходить местные жители. Хлестаков не упускает случая отхватить свои барыши. Чиновники, которые казались ему некоторое время назад добрыми людьми, теперь в его устах становятся мошенниками, разбойниками. С дамами, которым он накануне «рекламировал» свою личность, Хлестаков ведет себя развязно. Не зная, кого выбрать, мать или дочь, молодой разгильдяй предлагает по очереди выйти замуж обеим.
Вот таков Хлестаков. Конечно же, он мошенник, плут, лентяй, гуляка, но очевидно, что и среда, воспитавшая Хлестакова, в равной степени заслуживает осуждения.