ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
«Зеркалом общества» называл театр великий писатель-сатирик Жан Батист Мольер. «Изображая людей, вы пишете с натуры, — говорил он. — Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века».
Своей основной задачей, задачей своего творчества писатель считал стремление «дать на сцене приятное изображение общих недостатков» и тем самым способствовать их исправлению. А недостатков в современном ему обществе было довольно много — к такому выводу великий драматург пришел, наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, образом жизни.
В сердце Мольера все больше нарастал протест против социальной несправедливости и несовершенства существующего мира. И этот протест он выражал на страницах своих произведений. Внимание Мольера, как автора комедий, привлекали нарушения норм человеческой морали, отклонения от естественных стремлений во имя надуманных ценностей.
По его мнению, фальшивые идеалы лежат в основе извращенной морали. Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной строгости, умения подчинять свои желания и поведение требованиям разума.
Одним из ярких реалистических произведений писателя стала комедия «Мещанин во дворянстве». В основу пьесы был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое, фантастическое звание «мамамуши» и подвергнуться маскарадному обряду посвящения в это звание. Герой Мольера, господин Журден — неожиданно разбогатевший простодушный, недалекий мещанин, единственное желание которого — стать дворянином. Для достижения этой цели герой готов на любые унижения, готов выполнять самые нелепые советы тех, перед кем он преклоняется. Его невежество, доверчивость и простодушие побудили наглого обманщика Доранта подвергнуть Журдена «воспитанию». Он обещает обучить героя манерам маркизов, призывает во всем положиться на него. На самом же деле им руководят исключительно корыстные интересы. Проходимец играет не только на стремлении мещанина стать дворянином, он подыгрывает недалекому простаку абсолютно во всем, стремясь получить за свою «бесценную» помощь как можно большее вознаграждение и таким образом обогатиться, не прилагая особых усилий. Так, Дорант пользуется желанием Журдена ухаживать за маркизой Дорименой. Для афериста это — прекрасная возможность устроить праздник в честь своей дамы и хорошо поживиться за счет доверчивого героя. Он внушает Журдену, что маркиза к нему неравнодушна, и тем самым подталкивает героя к активным и нередко комичным действиям.
Но комедия Мольера — это не просто история одного доверчивого и невежественного мещанина. В лице персонажей драматург показывает ничтожество и пустоту духовного мира всего дворянского общества. Автор рисует яркие, красноречивые портреты тех, на кого так стремится быть похожим Журден.
Дорант — граф, человек благородного происхождения, обладающий изысканными манерами, на самом деле оказывается самым настоящим авантюристом, мошенником. Ради собственных корыстных интересов, ради обогащения он готов на любую подлость. В его пустой и черствой душе нет места заботам о судьбах тех, кого он обманывает и использует. Он не способен на сочувствие, на настоящие, высокие чувства. Это пустой и бес-
смысленный человек, вызывающий только возмущение и неприязнь.
Маркиза Доримена лишь внешне отличается от проходимца-графа. Она ведет себя с людьми подчеркнуто вежливо, на самом же деле полностью играет на стороне Доранта, бессовестно обдирая простоватого мещанина.
Так стоят ли такие люди того, чтобы за приобщение к их обществу человек терял собственное достоинство, забывал о чести, о нравственности, об искренности чувств? Конечно же, не стоят! Это — основная мысль, которую стремился донести до нас автор комедии «Мещанин во дворянстве». Представители дворянского сословия выступают в его произведении в неприглядном, комическом виде. Даже наивный, тщеславный, эгоистичный мещанин Журден выглядит на фоне аристократов намного выше в нравственном отношении. Он хотя бы честен с самим собой и с окружающими, чего не скажешь о представителях дворянской среды. Кроме того, он стремится к знаниям, готов упорно обучаться наукам. Этого не может понять его окружение, а потому не может простить герою его прихоть. Дворяне открыто смеются над наивным мещанином, получая от этого истинное удовольствие.
Всеми доступными ему художественными средствами, создаваемыми им яркими образами писатель дает понять, что единственное, к чему действительно стоит стремиться, — это духовная красота и естественность, искренность чувств, богатство внутреннего мира. Эта мысль подтверждается образами простых людей, вызывающих симпатию своей чистотой, нравственностью, цельностью натуры.
Произведения Мольера привлекают нас не только глубиной затронутых философских вопросов, но и реалистичностью созданных автором образов. Здесь нет исключительно положительных героев. Так, Клеонт, возлюбленный дочери Журдена, не отличающийся благородством происхождения, обладает высоким чувством собственного достоинства и готовностью отстаивать свои права, бороться за свои чувства. Однако автор не выводит его фигуру на первый план, отводя большую роль в развитии интриги его слуге. Характер самого Журдена противоречив. Он и тщеславен, и наивен, и доверчив, и взбалмошен, и любопытен, и эгоистичен. Все положительные персонажи комедии — яркие, многозначные, полнокровные образы, в то время как характеры представителей дворянства почти обезличены, упрощены. В этом проявилось мастерство Мольера как комедиографа.
Жан Батист Мольер считается основоположником «высокой комедии», так как в его произведениях затронуты серьезные проблемы — социальные, философские, нравственные. Еще
А. С. Пушкин отмечал, что «высокая комедия не основана единственно на схеме, но на развитии характеров, — и нередко она близко подходит к трагедии». Это суждение наилучшим образом подтверждает творчество Мольера, в особенности его комедия «Мещанин во дворянстве».