ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Работу над произведением «Мертвые души» Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и серьезного подхода.
Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть недостатки, найти их причины, указать пути решения проблем; рассмотреть положительные начала русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны. В соответствии с поставленными задачами само произведение должно было быть значительным — и по объему, и по композиции, и по сюжету. События, положенные в основу «Мертвых душ», основывались на традиционной переписи населения, которую государство проводило один раз в десять — пятнадцать лет. Главный герой решает отправиться в губернский город с целью приобретения «мертвых душ», «которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые». Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавшего до тех пор. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, — говорил писатель, — не похожа ни на повесть, ни на роман».
Сам автор в процессе создания своего произведения называл «Мертвые души» то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумывал написать три тома. В нем огромное количество действующих лиц. Но главным героем является все-таки собирательный, обобщенный образ России. Именно это дало Гоголю право окончательно определить жанр «Мертвых душ» как эпическую поэму. С давних времен так назывались народные произведения, в которых изображались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде». В произведении Н. В. Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль авторской «партии». Но «Мертвые души» содержат в себе также многие важнейшие черты социально-психологического романа, такие, например, как «строго и умно задуманная завязка», умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное развитие основной идеи, драматизм сюжетной линии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г. Белинского, «героем… бывает хотя и частное и невидное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает «не некоторые черты, но всю эпоху времени», показывает весь народ, все его слои и разновидности. И все-таки жанр этого произведения совершенно уникален. В результате сочетания различных жанровых признаков и художественных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, народа, в нем отображена яркая и красочная «картина нравов», вобравшая в себя философские размышления автора. Здесь повествование постоянно сменяется лирическими отступлениями, беспощадная проза жизни переплетается с поэтическими картинами, а «живой поток» жизни — с четкой авторской позицией. Идею, композицию, стиль «Мертвых душ» характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.
Каждый момент, каждый эпизод, каждое лирическое отступление с точностью продумывались автором. Точно так же продумано и подчинено творческому замыслу соотношение частей произведения.
Первая глава «Мертвых душ» представляет собой своеобразное вступление, в котором читатель знакомится с основными действующими лицами. Здесь представлены краткие описания общества губернских чиновников. В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих собой «благородное» сословие России, в каком-то смысле — «хозяев жизни». С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами «просто приятными» и «приятными во всех отношениях». Далее мы знакомимся с историей главного героя — мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобретателя мертвых душ. Заканчивает свое произведение Н. В. Гоголь лирическими строками, посвященными горячо любимой России. Бричка Чичикова, русская тройка, «снаряженная» «ярославским расторопным мужиком», превращается в символический образ стремительного, «чудесного» движения Руси в неведомую даль.
В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе родины и народа. Всем этим размышлениям противопоставляются мрачные картины реальной жизни русских людей. Такое сочетание противоположных мотивов, включение в картины народных страданий лирических отступлений и зарисовок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. «Когда читаешь «Мертвые души», — говорил Герцен, — обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…» Однако такой подход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремления, принципы различных социальных слоев населения — от забитых крестьян до высокопоставленных сановников. Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и пороками.
«Мертвые души» стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное произведение, несмотря на странный, непривычный сюжет. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин русской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел «Мертвых душ» — «провиденциальный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолютности во всем — в понимании правды, в художественных решениях, в творческих силах писателя» . Вот почему произведение Гоголя наполнило «шумом своего появления целую эпоху» и оставило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.