Сочинение на тему: ПАМЯТНИК ЧЕХОВУ

ПАМЯТНИК ЧЕХОВУ

«Настоящий писатель — это то же, что древ­ний пророк: он видит яснее, чем обычные лю­ди», — писал Антон Павлович Чехов. Именно эти слова великого писателя-сатирика я поместила бы на постаменте его памятника. Чехов обладал способностью не только видеть человека на­сквозь, замечать все его слабости и недостатки, но и выставлял эти недостатки на всеобщее обо­зрение, высмеивал, разоблачал — для того, что­бы предупредить человечество о пагубном влия­нии и неисправимых последствиях подобных по­роков. Зоркий взгляд художника схватывал са­мые характерные черты в обычной жизни про­стых русских людей. Впоследствии увиденные и осмысленные им картины оживали в его чудес­ных рассказах.

Памятник писателю должен быть поставлен в Москве — в городе, к бульварам и улицам кото­рого Чехов был невероятно привязан. Будучи еще молодым литератором, он с удовольствием осмат­ривал достопримечательности Кремля, восхи­щался колокольным звоном, интересовался теат­рами и музеями. «Тут мой дом, и моя карьера, — говорил он. — Как пишущий я имею смысл толь­ко в столице». А еще восторженно писал своему товарищу в Таганрог: «Приезжай в Москву!!! Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич». При­чем памятник Чехову должен находиться не на каком-нибудь обособленном месте, не за городом, не на огромной площади, не на возвышенности или пустыре, а в самой гуще московской жизни, в наиболее людном месте, где постоянно движут­ся в разных направлениях городские жители, занятые своими повседневными делами и забота­ми. Писателя все время должна окружать пест­рая толпа и живая, вечно кипящая жизнь — что­бы его зоркий взгляд мог видеть, подмечать глав­ное, указывать нам на недостатки, весело смеять­ся над ошибками или гневно осуждать пороки.

Уверенная, смелая фигура. Требовательные, но в то же время добрые глаза человека, который, подобно опытному лекарю (ведь по образованию Чехов был врачом), способен с первого взгляда определить болезнь, указать на нее пациенту и подсказать путь исцеления. Ведь задачей вели­кого сатирика было не просто высмеивать и клей­мить пороки общества. Он стремился излечить это общество, открыть людям глаза на то, что бо­лезнь уже проникла в их организм, но еще не по­здно все исправить.

Чехов верил в людей, верил в то, что «правда и красота», составляющие главную ценность че­ловеческой жизни, обязательно восторжествуют. Потому его глаза должны заглядывать прямо в душу каждого человека, каждого случайного прохожего. И если в сердце этого человека посе­лился какой-то порок, то он не сможет выдержать этого изучающего, пронизывающего насквозь и все подмечающего взгляда. Он отведет глаза, за­думается над тем, почему он не может также сме­ло и открыто смотреть в лицо этому человеку, что внутри его заставляет спрятаться, укрыться, убе­жать. И поняв, возможно, искоренить свой недо­статок. Чтобы в следующий раз смело и спокой­но взглянуть в глаза писателя с открытой чело­веческой улыбкой, понимающим взглядом, вы­ражающим гордость, уважение и благодарность. И Чехов ответит ему такой же улыбкой. Но улы­баться будут только глаза, потому что далеко еще от совершенства наше общество и многих еще предстоит наставить на истинный путь. А пото­му внимательный взгляд не может пропустить ни одной детали. Возможно, писатель немного ус­тал, но отдыхать не время — многое нужно успеть, многое исправить.

Памятник Чехову должен стоять в месте, ко­торое постоянно освещается солнцем. Этот памят­ник, расположенный в людном месте, все же дол­жен возвышаться над прохожими, чтобы с высо­ты смотреть на мир и своей величественностью подтверждать силу правды, добра и справедли­вости.

Но это не должна быть одинокая фигура из холодного мрамора. На заднем плане этого памят­ника, а точнее, композиции, мемориала должна быть запечатлена московская жизнь, должны быть изображены персонажи, герои чеховских рассказов. Вот перед нами похожий на червяка человек в мундире. А вот подобострастно согнув­шийся перед толстым чиновником тонкий госпо­дин, потерявший не только гордость и достоин­ство, но и человеческое обличье. Вот двуличный Хрюкин, потрясающий укушенным пальцем, и полицейский надзиратель, желающий найти пра­вильное решение и при этом не обидеть высокое лицо: в их обликах мы видим тех самых хамеле­онов, которые «в ответ на воздействие различных раздражителей могут даже менять цвет от серо­го до коричневого и зеленого, а иногда и желто­го». А рядом с ними несчастный человек, окру­женный толпой равнодушных к его горю обыва­телей; и порхающая, как «попрыгунья-стреко­за», светская барышня; и миленькая «душень­ка», которая уже ничего не хочет, ни к чему не стремится, ничему не радуется, но в облике ко­торой еще не угасло стремление к возобновлению жизни и чувств; и сумасшедший пациент, проте­стующий против истязания умалишенных за ре­шеткой.

Все эти образы должны быть ярко и точно воссозданы для того, чтобы каждый проходящий мимо мог сравнить себя не только с автором, но и с его героями и задать себе вопрос: «На кого же из них я больше похож?», или: «Что общего у меня с этой неприглядной фигурой, согнувшей­ся над кустом крыжовника?», или: «Неужели мы все похожи на этих легкомысленных посетителей богемного салона?», или: «Может хватит порхать по жизни, подобно стрекозе?» Много вопросов и ответов может родиться в уме прохожего, взгля­нувшего на широкую панораму жизни, воссоз­данную по мотивам произведений писателя. А чтобы все эти персонажи стали по-настоящему живыми и реальными, под фигурой каждого из них должна быть выписана цитата из соответ­ствующего рассказа.

А вообще, на мой взгляд, недостаточно одно­го памятника такому великому писателю, как А. П. Чехов. Ведь пороки, которые он высмеивал, недостатки, на которые указывал, характерны не только для одного города, не только для столи­цы. И в наше время очень многое из того, о чем писал сатирик, остается актуальным, проблемы, затронутые в его творчестве, и до сих пор сохра­няют свою злободневность. Поэтому памятник великому писателю должен быть в каждом горо­де — как напоминание о несовершенстве нашего мира, о необходимости очищения души, помыс­лов, стремлений, об ответственности каждого из нас не только за собственную жизнь, но и за судь­бу всего человечества.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.