ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА
Праздник Рождества — один из самых светлых праздников. Он несет в каждый дом надежду на счастье, на исполнение желаний, на избавление от напастей и бед. В христианском мире этот день знаменует рождение Христа Спасителя, который принес людям исцеление от болезней, прощение грехов, исполнение самых заветных желаний.
Более двух тысяч лет назад в маленьком городке Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, Дева Мария, жена Иосифа, родила мальчика, которого назвали Иисус, что в переводе с древнееврейского означало «Спаситель». Еще задолго до появления на свет Младенца ангел небесный сообщил Иосифу: «И родит она сына, ты же дашь ему имя Иисус, потому что спасет он людей своих от их грехов». По преданию, Иисус Христос родился ночью — об этом событии возвестила первая, самая яркая звезда на небе, которая указала путь волхвам к месту рождения Божественного Младенца. Так говорится о рождении Иисуса Христа в Библии. И с тех самых пор 7 января весь православный мир празднует Рождество Христово.
Рождение Сына Божьего само по себе было чудом, поэтому и все люди в эту ночь ожидают самых невероятных чудес. Ночь перед Рождеством овеяна таинственностью и непредсказуемостью. Считается, что в это время над миром властвуют и темные и светлые силы. Между ними идет постоянная борьба — но победа остается за добром. Всякая же нечисть, как будто чувствуя свой близкий конец, изо всех сил старается проявить себя, как «…и черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу», — читаем мы в «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Чтобы уберечь себя от происков злых духов, люди клали на стол зубок чеснока, делали топором засечки на пороге, приговаривая: «Сгинь, исчезни, нечистая сила!» Мистический ореол ночи перед Рождеством еще в древние времена навеял людям веру в то, что в эту ночь можно увидеть свою судьбу. Поэтому в народе широко распространены рождественские гадания. Люди испокон веков верили, что в ночь под Рождество все обычные предметы становились волшебными, наделялись магической силой. Зеркала, тени от свечей, круги на воде — все приобретало способность менять очертания и показывать человеку яркие образы его будущего. Если же человек ложился спать в эту ночь, произнеся несколько слов заговора, ему обязательно должна была сниться его судьба. Согласно древним поверьям, в эту ночь из колодца в определенное время можно было напиться вина; если девушка принесет во рту воду из трех криниц, то удачно выйдет замуж.
Многие народные обряды, соблюдающиеся в Святой вечер и на Рождество, берут свое начало с древних времен, когда почитался культ «умирающих и воскресающих» богов. Издавна в это время люди праздновали рождение Бога-Спасителя, пробуждающего природу к новой жизни. С тех пор остался у многих славянских народов обычай зажигать под Рождество «живой» огонь, угли от которого способны оберегать людей от болезней. Также с обычаями празднования поворота от зимы к лету связана и традиция, согласно которой хозяин дома в вечер перед Рождеством вносит в дом сноп — символ урожая и достатка. Этот сноп носил название «коляда», поэтому непременным атрибутом рождественских «колядок» является сноп, использующийся или в маскарадной одежде колядующих, или в виде отдельного снопика, который несут в руках.
В вечер перед Рождеством в каждом доме готовили кутью — блюдо из риса, изюма, меда, которым угощали гостей или несли с собой, собираясь к родственникам на вечерю. Кутья — главная обрядовая пища: насколько она удастся, насколько будет крутая и наваристая, настолько богатым ожидается урожай, а в доме будет много счастья и достаток. Хозяйка, собираясь в гости, кладет в рукав деньги, берет кутью и идет по селу. А дети громко крякают, мычат, квохчут, чтобы хозяйство семьи плодилось и было здоровым. Первую ложку кутьи бросали на ульи, чтобы водились пчелы и несли мед, вторую — на снег, чтобы мороз не приносил убытков, затем кутьи давали курам, чтоб неслись. А потом несли крестным отцу и матери. Остатки кутьи оставляли на столе на ночь — для предков, которые придут в гости к живым с того света.
Во время праздничного ужина на столе должно было быть двенадцать блюд — обязательно постных. Здесь присутствовали рыба, борщ, вареники, гречаники, пироги. Обязательны были также пирожки с капустой, грибами, фасолью, горохом, сливами, яблоками и т.д. Начинать ужин можно было после того, как взойдет вечерняя звезда, и первой полагалось отведать кутью. В каждом доме старались сесть ужинать как можно раньше — чтобы раньше начать жатву. В этот вечер не позволялось пить из ведра — чтоб не лил дождь во время жатвы. За столом пелись праздничные песни, рассказывались различные рождественские истории, чаще всего овеянные мистикой и тайной. После ужина хозяин обязательно раздавал по кусочку каждого блюда животным — коровам, свиньям, козам, лошадям, — чтобы не обижались.
Утро 7 января знаменовалось радостной вестью о рождении Спасителя. По селу ходили парни и девчата с песнями и колядками. В колядках славили Христа и желали здоровья хозяевам, их детям, всему дому. Хозяева должны были бросать в мешок колядующим колбасу, хлеб, пироги, деньги — кто чем богат. Н. В. Гоголь в своей замечательной повести «Ночь перед Рождеством» удивительно точно, ярко, красочно передал суп и настроение рождественских гуляний: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.
Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Немножко кашки,
Колечко колбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега».
Конечно, сейчас многие из этих обычаев утрачены. Но все равно Рождество остается одним из самых светлых и радостных праздников. И праздновать его из года в год продолжает каждая семья.