Сочинение на тему: ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

Праздник Рождества — один из самых свет­лых праздников. Он несет в каждый дом надеж­ду на счастье, на исполнение желаний, на избав­ление от напастей и бед. В христианском мире этот день знаменует рождение Христа Спасите­ля, который принес людям исцеление от болез­ней, прощение грехов, исполнение самых завет­ных желаний.

Более двух тысяч лет назад в маленьком го­родке Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, Дева Мария, жена Иосифа, родила мальчика, которого назвали Иисус, что в переводе с древне­еврейского означало «Спаситель». Еще задолго до появления на свет Младенца ангел небесный со­общил Иосифу: «И родит она сына, ты же дашь ему имя Иисус, потому что спасет он людей сво­их от их грехов». По преданию, Иисус Христос родился ночью — об этом событии возвестила первая, самая яркая звезда на небе, которая ука­зала путь волхвам к месту рождения Божествен­ного Младенца. Так говорится о рождении Иису­са Христа в Библии. И с тех самых пор 7 января весь православный мир празднует Рождество Христово.

Рождение Сына Божьего само по себе было чудом, поэтому и все люди в эту ночь ожидают самых невероятных чудес. Ночь перед Рожде­ством овеяна таинственностью и непредсказуемо­стью. Считается, что в это время над миром вла­ствуют и темные и светлые силы. Между ними идет постоянная борьба — но победа остается за добром. Всякая же нечисть, как будто чувствуя свой близкий конец, изо всех сил старается про­явить себя, как «…и черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучи­вать грехам добрых людей. Завтра же, с первы­ми колоколами к заутрене, побежит он без огляд­ки, поджавши хвост, в свою берлогу», — читаем мы в «Ночи перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Чтобы уберечь себя от происков злых духов, люди клали на стол зубок чеснока, делали топором за­сечки на пороге, приговаривая: «Сгинь, исчезни, нечистая сила!» Мистический ореол ночи перед Рождеством еще в древние времена навеял людям веру в то, что в эту ночь можно увидеть свою судь­бу. Поэтому в народе широко распространены рождественские гадания. Люди испокон веков верили, что в ночь под Рождество все обычные предметы становились волшебными, наделялись магической силой. Зеркала, тени от свечей, кру­ги на воде — все приобретало способность менять очертания и показывать человеку яркие образы его будущего. Если же человек ложился спать в эту ночь, произнеся несколько слов заговора, ему обязательно должна была сниться его судьба. Со­гласно древним поверьям, в эту ночь из колодца в определенное время можно было напиться вина; если девушка принесет во рту воду из трех кри­ниц, то удачно выйдет замуж.

Многие народные обряды, соблюдающиеся в Святой вечер и на Рождество, берут свое начало с древних времен, когда почитался культ «умира­ющих и воскресающих» богов. Издавна в это вре­мя люди праздновали рождение Бога-Спасителя, пробуждающего природу к новой жизни. С тех пор остался у многих славянских народов обычай зажигать под Рождество «живой» огонь, угли от которого способны оберегать людей от болезней. Также с обычаями празднования поворота от зимы к лету связана и традиция, согласно кото­рой хозяин дома в вечер перед Рождеством вно­сит в дом сноп — символ урожая и достатка. Этот сноп носил название «коляда», поэтому непре­менным атрибутом рождественских «колядок» является сноп, использующийся или в маскарад­ной одежде колядующих, или в виде отдельного снопика, который несут в руках.

В вечер перед Рождеством в каждом доме го­товили кутью — блюдо из риса, изюма, меда, ко­торым угощали гостей или несли с собой, собира­ясь к родственникам на вечерю. Кутья — глав­ная обрядовая пища: насколько она удастся, на­сколько будет крутая и наваристая, настолько богатым ожидается урожай, а в доме будет много счастья и достаток. Хозяйка, собираясь в гости, кладет в рукав деньги, берет кутью и идет по селу. А дети громко крякают, мычат, квохчут, чтобы хозяйство семьи плодилось и было здоровым. Первую ложку кутьи бросали на ульи, чтобы во­дились пчелы и несли мед, вторую — на снег, что­бы мороз не приносил убытков, затем кутьи да­вали курам, чтоб неслись. А потом несли крест­ным отцу и матери. Остатки кутьи оставляли на столе на ночь — для предков, которые придут в гости к живым с того света.

Во время праздничного ужина на столе долж­но было быть двенадцать блюд — обязательно постных. Здесь присутствовали рыба, борщ, ва­реники, гречаники, пироги. Обязательны были также пирожки с капустой, грибами, фасолью, горохом, сливами, яблоками и т.д. Начинать ужин можно было после того, как взойдет вечер­няя звезда, и первой полагалось отведать кутью. В каждом доме старались сесть ужинать как мож­но раньше — чтобы раньше начать жатву. В этот вечер не позволялось пить из ведра — чтоб не лил дождь во время жатвы. За столом пелись празд­ничные песни, рассказывались различные рож­дественские истории, чаще всего овеянные мис­тикой и тайной. После ужина хозяин обязатель­но раздавал по кусочку каждого блюда животным —  коровам, свиньям, козам, лошадям, — чтобы не обижались.

Утро 7 января знаменовалось радостной вес­тью о рождении Спасителя. По селу ходили пар­ни и девчата с песнями и колядками. В колядках славили Христа и желали здоровья хозяевам, их детям, всему дому. Хозяева должны были бросать в мешок колядующим колбасу, хлеб, пироги, деньги — кто чем богат. Н. В. Гоголь в своей за­мечательной повести «Ночь перед Рождеством» удивительно точно, ярко, красочно передал суп и настроение рождественских гуляний: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.

Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сло­жить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Немножко кашки,

Колечко колбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами остава­лись в избах, высовывалась из окошка с колба­сою в руках или куском пирога. Парубки и де­вушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте де­вушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теп­лилась! И еще белее казался свет месяца от блес­ка снега».

Конечно, сейчас многие из этих обычаев утра­чены. Но все равно Рождество остается одним из самых светлых и радостных праздников. И праз­дновать его из года в год продолжает каждая се­мья.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.